ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Агиография

церковно-житийная литература, жизнеописания святых. Агиографическая литература рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями

2

Апокриф

произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью. Слово «апокриф» – греческое, в переводе на русский язык означает «тайный», «сокровенный»

3

«Житие Александра Невского»

«житие» написано вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей. «Житие» обнаруживает тесную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями

4

«Житие Феодосия Печерского»

житие написано Нестором. Главный герой – Феодосий – монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей

5

«Како бог сотвори Адама»

апокриф, связанный с дуалистическими богомильскими представлениями. Конкретизируя библейскую легенду, этот апокриф изображает Бога и дьявола как силы равновеликие, хотя основным творцом человека выступает Бог

6

«Киево-Печерский патерик»

в первой половине XIII в. было положено начало формированию «Киево-Печерского патерика». Патерик открывается сказанием о создании и росписи Печерской церкви, построенной в 1073 г. и посвященной Успению Богоматери. Возникновение Печерской церкви легендарное сказание патерика связывает с варягом Шимоном, пришедшим на службу к киевскому князю Всеволоду Ярославичу

7

Кирилл Туровский

сын богатых родителей, уроженец города Турова, Кирилл стал монахом-затворником, после чего был поставлен епископом Туровским. Кириллу принадлежит обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло), восемь торжественных «слов», два поучения, около двадцати двух молитв и один канон

8

Краткие и пространные жития

на Руси с принятием христианства стали распро-страняться жития в двух формах: в краткой – так называемые проложные жития, входившие в состав Прологов (Синаксариев) и использовавшиеся во время богослужения, и в пространной – минейные жития. Последние входили в состав Четьих-Миней, т.е. месячных чтений, и предназначались для чтения вслух за монастырскими трапезами, а также для индивидуального чтения

9

«Моление» Даниила Заточника

адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяс-лавскому, княжившему с 1213 по 1236 г., и «братии» – слушателям

10

«О убьеньи Борисове»

повесть, входящая в состав «Повести временных лет».
В ней излагаются исторические факты убийства Святополком братьев Бориса и Глеба с широким использованием элементов агиографического стиля. Она строится на контрасте идеальных князей-мучеников и идеального злодея – «окаянного» Святополка

11

Патерик (Отечник)

особой разновидностью агиографической литературы являлись Патерики (Отечники), в которых давалось не все жизнеописание того или иного монаха, а лишь наиболее важные, с точки зрения их святости, подвиги или события

12

Периодизация древнерусской литературы

в развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа: 1. Литература древнерусского государства XI – первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси; 2. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII – первая половина XV вв.); 3. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.)

13

«Повесть временных лет»

выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, созданный в первые десятилетия XII в.; она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени

14

«Повесть о Варлааме и Иосифе»

переводная дидактическая повесть прославляла победу христианства над язычеством. Герой повести – сын индийского царя Авенира Иосаф. Не желая допустить, чтобы сын стал христианином, Авенир пытается искусственно оградить его от всех жизненных невзгод

15

«Повесть о приходе Батыя на Рязань»

воинская повесть дошла в составе летописных сводов
XVI в. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев Давыда и Глеба и рязанской дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата

16

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»

повесть, написанная попом Василием и помещенная в летописи «Повесть временных лет» под 1097 г.; выдер-жана историко-документальном стиле

17

«Поучение» Владимира Мономаха

произведение занимает особое место в литературе
XI-XII вв.; оно внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 г. По-видимому, это произведение рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя, аналогичное завещанию Ярослава Мудрого (1054). Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами

18

«Сказание о Борисе и Глебе»

образец древнерусского княжеского жития; является анонимным; создано, по-видимому, в конце XI – начале XII в. В основу «Сказания» положен исторический факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 г.

19

«Сказание о Соломоне и Китоврасе»

апокрифическая легенда повествует о том, как Соломон заставил служить себе демоническое существо: получеловека-полуконя Китовраса (в такой транскрипции было передано на Руси греческое слово «кентавр»)

20

«Сказание о мести Ярослава Окаянному Святополку» 1015-1016 гг.

в данном летописном сказании уже наличествуют основные сюжетно-композиционные элементы воинской повести: сбор войск, выступление в поход, подготовка к бою, бой и развязка его

21

«Слово о законе и благодати»

выдающееся произведение ораторской прозы XI в. Оно было написано между 1037-1050 гг. священником княжеской церкви в Берестове Иларионом, обладавшим незаурядным умом, широкой образованностью и писательским талантом

22

«Слово о полку Игореве»

древнерусское произведение было открыто собирателем древнерусских рукописей А.И. Мусиным-Пушкиным в конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII в. «Слово о полку Игореве» было написано между 1185 и 1187 гг. В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. Основная идея «Слова» – это страстный призыв русских князей к единению

23

«Слово» Даниила Заточника

произведение дошло до нас в двух редакциях: XII в. – «Слово» Даниила Заточника и первой половины XIII в. – «Моление» Даниила Заточника. Оно построено на искусной контаминации послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика. Даниил заявляет, что не может не писать своего «слова», только писанием он может облегчить душу, сбросить с сердца тяжкие оковы

24

«Хождение Богородицы по мукам»

эсхатологический апокриф. Сюжет «Хождения» довольно прост: Богородица в сопровождении архангела Михаила посещает ад и в своем «путешествии» по аду является свидетельницей разнообразных мучений грешников

25

«Хождение игумена Даниила в Святую землю»

представляет большой интерес подробным описанием «святых мест» и личностью самого автора, хотя оно и начинается этикетным самоуничижением. Описания Даниила позволяют установить довольно точную топографию Иерусалима начала XII столетия Большое место в «Хождении» занимают легенды, которые Даниил либо слышал во время своего путешествия, либо вычитал в письменных источниках