Сущность, роль, функции и типы рынка

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин «рынок» часто используется и сегодня.

По мере общественного развития понятие «рынок» приобретает более сложное толкование. Например, А. Курно под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

У. Джевонс определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка:

·      Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

·      Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать «рынок» как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.

В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории «рынок».

В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

·      Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

·      Ценообразующая функция реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

·      Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

·      Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

·      Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

·      Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

·      Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить из указанных выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

Различие рынков по видам и способам торговли.

Рынок непосредственной продажи – это рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно такой вид в магазинах, ларьках.

Продажа за безналичные имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночной экономикой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или отдельными частями в оговоренные в обязательстве сроки.

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки.

- Рынок оптовой торговли – это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или на торговых базах, через биржи, на ярмарках. Это выгодно, так как при оптовой закупке ниже цена, удобней и дешевле транспортировать товар от производителя к продавцу. Позволяет создать у продавцов необходимые запасы товаров.

- Рынок розничной торговли представляет собой куплю-продажу единичных поваров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук индивидуальным покупателям.

По степени легализации рыночных процессов различают легальный(открытый, узаконенный) и так называемый «черный» рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

Рынки можно разделить по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом надо иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе разные виды рынков.

В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

- рынок потребительских товаров и услуг. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя – домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

- рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные и информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

- рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

- особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения;

- рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Данный вид рынка включает в себя еще несколько рынков:

- рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников;

- рынок средств производства – это исключительно обширный рынок, в сферу деятельности которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно;

- рынок инноваций – это специфическая область купли продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.

- финансовый рынок отражает спрос и предложения финансовых средств, то есть денег, валют, акций, облигаций и других ценных бумаг. В него входят:

- рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа;

- рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В тоже время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка;

- денежный рынок -это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основным элементом денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег;

- рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки. Функционирование данного рынка проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на таких рынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров.

- информационный рынок целесообразно выделить отдельно. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт – информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последнее десятилетие. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

- рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства.

Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике в целом.

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.