Рынок совершенной конкуренции

Рынок считается совершенно конкурентным, если выполняются следующие условия:

1. Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная, или однородная, продукция. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или сбыте.

3. Незначительный контроль над ценой продукции. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Анализ спроса на продукт конкурентного продавца показывает, что отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентный продавец скорее является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену. Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Причем кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях совершенной конкуренции не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, – которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества, т.е. экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющиеся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, которые можно назвать эффективностью распределения ресурсов и производственной эффективностью.

Первое: для достижения эффективности ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

В конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука». Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока дополнительные, или предельные, издержки производства не оказываются равными цене продукта. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.

Совершенная конкуренция является предметом спора среди экономистов. Одни экономисты утверждают, что чисто конкурентная экономика не способствует быстрому темпу технического прогресса. Они доказывают, что:

1) стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику;

2) небольшой размер конкурентной фирмы не позволяет финансировать значительные программы научных исследований.

Другие экономисты утверждают, что чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры – например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия – порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя.