Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

В рыночной экономике имеют место четыре основные модели рынка: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия. Они будут рассмотрены в этом порядке здесь и в следующих трех главах. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Опираясь на таблицу 6.1, кратко охарактеризуем основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.

Таблица 6.1

Характеристика четырех основных моделей рынка

Характерные черты

Модель рынка

чистая конкуренция

монополисти-ческая конкуренция

олигополия

чистая
монополия

Число фирм

Очень боль-шое число

Много

Несколько

Одна

Типы продукта

Стандарти-зированный

Дифференци-рованный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный
(нет заменителей)

Контроль за ценой

Нет

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значитель-ный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, без препятст-вий

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Неценовая конкуренция

Нет

Значительный упор на рекла-му, отраслевые знаки, торговые марки и т.д.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама-связи фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомо-билей, сельскохозяйствен-ного инвентаря, многих бытовых приборов

Местные предприятия общественного пользования

Как указывалось в главе 5, в условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

На другом полюсе – чистая монополиямодель рынка, на котором присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара;  имеются высокие барьеры входа. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренциямодель рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.

Наконец, олигополиямодель рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или компьютеры).