ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Акционерное общество (АО)

общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обяза-тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций

2

Бухгалтерская прибыль

общая выручка фирмы за вычетом внешних издержек

3

Бюджетная линия потребителя

различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода

4

Величина (объем) предложения

количество товаров, которое готовы продать продавцы

5

Внешние издержки

плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы

6

Внутренние издержки

издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс

7

Естественная монополия

отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком

8

Инфраструктура

совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования

9

Карта безразличия

набор кривых безразличия

10

Коммерческие организации

организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

11

Коэффициент перекрестной эластичности

степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара

12

Коэффициент эластичности спроса по доходу

степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя

13

Кривая безразличия

множество потребительских пар, выбор которых безразличен для потребителя при данном доходе

14

Модель Курно

модель, в которойиз двух конкурирующих фирм (дуополия) А
и В каждая принимает объем производства своего конкурента постоянным и исходя из этого определяет собственные действия по выпуску продукции

15

Монополистическая конкуренция

модель рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров, характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги)

16

Некоммерческие организации

организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников

17

Общая (суммарная) полезность (TU)

полезность, извлекаемая от потребления определенного количества благ или услуг

18

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости своих вкладов

19

Общие переменные издержки ТVC

издержки, зависящие от объема выпуска продукции

20

Общие постоянные издержки TFC

издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от выпуска продукции

21

Объем спроса

количество товара, которое потребители согласны купить

22

Олигополия

модель рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены

23

Полное товарищество

товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут по его обязательствам субсидиарную ответственность

24

Потребительское поведение

процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги

25

Предельная полезность (MU)

прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу

26

Предельные издержки (МС)

издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции

27

Предложение

совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители

28

Предприятие

отдельная самостоятельно действующая хозяйственная единица, производящая товары или оказывающая услуги

29

Производственный кооператив

добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов

30

Равновесие рынка

ситуация на рынке, когда величины предложения и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене

31

Равновесная цена

цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос

32

Рынок

всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства

33

Рыночный механизм

механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров

34

Сговор

соглашение между фирмами с целью выработки единой рыночной политики

35

Совершенная цено-вая дискриминация (ценовая дискриминация первой степени)

вид ценовой дискриминации, который заключается в установлении разной цены на каждую единицу товара, так чтобы каждая единица товара продавалась как раз по денежной оценке своей предельной полезности для какого-либо потребителя

36

Спрос

форма проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом

37

Средние издержки

издержки на единицу продукции

38

Трансакционные издержки

издержки, связанные с заключением сделок и отражающие затраты на выбор партнера; на подписание соглашений и контроль исполнения; на адаптацию к происходящим изменениям; на совершенствование квалификации отдельных работников; на предупреждение мошенничества; на случай неожиданных потрясений

39

Фирма

организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность

40

Цена предложения

минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров

41

Цена спроса

максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара

42

Ценовая дискриминация

продажа продукта по более чем одной цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках

43

Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип ценовой дискриминации)

ценовая политика, используемая тогда, когда фирма знает, что существует несколько типов потребителей, но она не в состоянии различить каждый тип

44

Ценовая дискрими-нация по группам потребителей (ценовая дискриминация третьего типа)

вид ценовой дискриминации, который заключается в том, что различные категории покупателей сталкиваются с различными ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую купленную единицу

45

Ценовая эластичность

эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены

46

Чистая монополия

модель рынка, на котором присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара;  имеются высокие барьеры входа

47

Экономическая прибыль

общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя)

48

Экономические издержки

выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах

49

Эластичность предложения

степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены

50

Эластичность спроса по цене

частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены