Предварительный этап аудиторской проверки

Одним из наиболее принципиальных вопросов организации аудиторской деятельности является обоснование значения и соотношения предварительного этапа и основной проверки (рис. 8). В странах с устоявшимися традициями аудиторской проверки предварительному этапу отводится весьма значительное место, так как он позволяет наиболее полно ознакомиться с аудируемым лицом, оценить внутрихозяйственные риски, проанализировать состояние, оценить риск внутреннего контроля и определить объем аудиторской проверки. Сформировав мнение о необходимом объеме надлежащих доказательств и предварительно согласовав в письме-обязательстве цель проверки, аудиторская организация может четко формулировать основные позиции договора.

Рис. 8. Основные аудиторские мероприятия

На основе предварительной проверки аудиторская организация разрабатывает общий план аудиторской проверки, который становится неотъемлемой частью договора, и определяет с согласия заказчика допустимый уровень аудиторского риска, существенности и аудиторской выборки.

К предварительному этапу проверки приступают сразу после получения ответа на письмо-обязательство.

К сожалению, на первых стадиях развития аудита в России предварительному этапу проверки не уделялось должного внимания, что приводило к необходимости существенной корректировки первоначально заключаемых договоров.

В этом случае встает вопрос о возмещении расходов, которые несет аудиторская организация на предварительном этапе проверки. Если договор заключается, то эти расходы учитываются в общей стоимости аудиторской проверки, если договор не заключается, то, как правило, аудиторская организация не требует никаких возмещений, поскольку минимизируется риск неудовлетворенности клиента и всех вытекающих из этого последствий.

Предварительное планирование аудита производится на этапе решения вопроса о выборе клиента до принятия на себя аудиторской организацией каких-либо обязательств и до вступления с клиентом в договорные отношения. Общая схема разработки аудиторской стратегии показана на рис. 9. 

Рис. 9. Разработка аудиторской стратегии

Аудиторская организация должна достичь достаточного понимания деятельности проверяемого экономического субъекта в отношении как основной, так и инвестиционной деятельности, прочих (внереализационных) операций. Это необходимо для того, чтобы разобраться в его экономической политике в отчетный период (периоды), его стратегии и тактике, вникнуть в специфику проводимой учетной и финансовой политики, идентифицировать хозяйственные операции, оценить правильность применения нормативных правовых актов, регулирующих эти операции. Понимание деятельности экономического субъекта позволит достичь обоснованности выводов о достоверности его бухгалтерской отчетности.

Для этого необходимо оценить влияние внешних и внутренних факторов. Но на стадии предварительного планирования акцент следует делать именно на внешних факторах, поскольку детальное исследование внутренних факторов проводится после заключения договора на аудит в ходе самой аудиторской проверки.

Изучаемые факторы можно разделить на несколько групп:

• общеэкономические факторы (состояние экономики в целом, возможности финансирования, уровень инфляции, государственная политика, курсы иностранных валют, меры валютного контроля);

• отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность, изменения в технологии производства, сезонность деятельности, предпринимательский риск, конъюнктура в отрасли, особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций, нормативно-правовой базы и т.п.);

• индивидуальные факторы (корпоративная структура, деловая репутация и опыт, структура капитала, организационная структура, цели, философия, стратегические планы, приобретения, слияния или сокращение деятельности, источники и методы финансирования, деятельность совета директоров, качество управления, ориентация внутреннего аудита, отношение к внутренним средствам и методам контроля);

• факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер бизнеса, местонахождение средств производства, складов, офисов, организация работы по найму работников, основные клиенты и контракты, условия оплаты: бартер, взаимозачеты, выдача векселей и т.д.);

• финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения, валютные операции и процентные ставки, операции с ценными бумагами и т.п.);

• нормативные правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, обязательность аудита, пользователи бухгалтерской отчетности).

Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта на этапе предварительного планирования из следующих источников:

• официальных публикаций в периодических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;

статистических данных, официальных отчетов экономических субъектов, банковских отчетов;

• нормативных и законодательных актов, регламентирующих деятельность проверяемого экономического субъекта;

• информации специальных семинаров, конференций, других аналогичных мероприятий;

• разъяснений, полученных от руководства и персонала проверяемого экономического субъекта (в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);

• учредительных документов, положения об учетной политике, схем организационной и производственной структур.

В целом на этапе предварительного планирования аудиторская организация должна иметь достаточно полную информацию о состоянии имущества и обязательств экономического субъекта как на момент проведения аудита, так и на перспективу.

Если аудиторская организация согласна вести работу с данным экономическим субъектом, то она оформляет договор и параллельно формирует штат для проведения аудита.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, следует учитывать:

• бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного);

• предполагаемые сроки работы группы;

• количественный состав;

• должностной уровень членов группы;

• преемственность персонала группы;

• квалификационный уровень членов группы.