Методика проведения аудиторской проверки

Классификация методик. Методики выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые специалистами аудиторских организаций, являются их коммерческой тайной, их «ноу-хау».

В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.

Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например, таким, как аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда, аудит расчетов с подотчетными лицами ит.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета являются в том или ином наборе составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных видов экономических работ с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более детальное изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учетном процессе организаций. К таким методикам можно, например, отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству и экспертиза соблюдения экономическим субъектом трудового законодательства также относятся к этому типу методик аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности такие методики называют методиками проверки средств системы контроля.

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и др.). Например, методики аудита предприятий с иностранными инвестициями, представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ, субъектов малого предпринимательства. К специальным относятся также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов – по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, системе налогообложения в свободных экономических зонах, системе налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, системе налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ).

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита предприятий торговли, аудита сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учитываются особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), организации управленческого учета и др.

Отметим также, что при различных методиках необходимо применять современные инструментальные средства: тесты, таблицы, анкеты, опросные листы, облегчающие работу аудиторов и ассистентов. Кроме того, все более важное значение приобретает использование компьютерных информационных технологий при проведении аудита и сопутствующих услуг.

Основные положения методики проведения аудита. Методика детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам может укладываться в единую (типовую) схему, включающую:

1) перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по данному бухгалтерскому счету (участку учета);

2) описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту нормативными документами;

3) состав первичных документов по счету;

4) регистры аналитического учета по счету;

5) регистры синтетического учета по счету;

6) бухгалтерскую отчетность, в которой находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет);

7) классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);

8) перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);

9) перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки;

10) перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету;

11) последовательность выполнения аудиторских процедур;

12) особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров (ПК);

13) применение методов экономического анализа.

Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по конкретному бухгалтерскому счету (участку учета) должен включать:

• документы, устанавливающие основные хозяйственные правоотношения, – Гражданский кодекс РФ с указанием конкретных глав и статей;

• документы, определяющие порядок ведения определенных направлений деятельности экономических субъектов, – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.          № 39-ФЗ, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.             № 3615-1, Таможенный кодекс РФ;

• документы, устанавливающие порядок ведения учета и составления отчетности в Российской Федерации, – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.              № 129-ФЗ, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета;

• документы, устанавливающие порядок налогообложения экономических субъектов, – Налоговый кодекс РФ, законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по налогам, действующим на подведомственной им территории, принятые в соответствии с НК РФ.

Примерная форма перечня нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению, используемых как в соответствии с методикой детальной проверки, так и в дальнейшем при ссылке на нормативные документы, в рабочей аудиторской документации выглядит следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Примерная форма перечня нормативных документов

по бухгалтерскому учету и налогообложению

№п/п

Наименование документа

Наименование органа, утвердившего документ

Дата

доку-мента

Номер доку-мента

Дата регистрации документа в Минюсте России

Дата внесения изменений в документ

Номер документа, внесшего изменения

Дата отмены документа (если документ отменен)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание различных вариантов альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, который применяет проверяемый экономический субъект, выполнить необходимый анализ и дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Состав рабочего плана счетов зависит от принятой предприятием учетной политики, применяемых учетных решений, глубины аналитического учета, разделения учета на управленческий, финансовый и налоговый и многих других факторов.

В методике должны быть предусмотрены схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям.

Состав первичных документов по счету (разделу учета). Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы. Это и унифицированные первичные документы, и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Методикой детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных документов, разработанными предприятиями и организациями самостоятельно, с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.

В настоящее время имеются унифицированные формы первичных документов по учету основных средств, производственных запасов, готовой продукции, расчетов, кассовых операций, безналичных расчетов, оплате труда и другие в виде бланков и машинных форм для ПК.

Регистры аналитического учета по счету. В соответствии с применяемой формой бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой учета может использовать различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Регистры синтетического учета по счету. Состав регистров синтетического учета также зависит от формы учета, используемой экономическим субъектом. В данном разделе методики должны быть представлены образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

Бухгалтерская отчетность, в которой находят отражение участок учета, отдельный бухгалтерский счет. Такая бухгалтерская отчетность должна включать:

• официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бухгалтерский баланс по ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, отчет о движении капитала по ф. № 3, отчет о движении денежных средств по ф. 4, приложение к балансу по ф. № 5, отчет о целевом использовании полученных средств по ф. № 6);

• отчетность, представляемую в соответствии с законодательством в органы статистики;

• расчеты по налогам и платежам;

• расчеты, представляемые в государственные социальные внебюджетные фонды;

• другие формы отчетности (консолидированная, сводная и др.). Кроме того, в методике необходимо предусмотреть построение таблицы взаимной увязки показателей форм отчетности.

Классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету). Классификатор включает перечень нарушений, которые возможны при ведении учета по данному разделу учета, участку учета и бухгалтерскому счету.

Составлять классификаторы нарушений должны наиболее квалифицированные специалисты аудиторской организации. Часть нарушений, указанных в классификаторе, может оказаться чисто теоретической (на практике они встречаются редко), другие нарушения являются типовыми и встречаются почти на каждом проверяемом предприятии.

Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету) содержит описание типовых нарушений, а также обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения.

Перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки включает вопросы, которые должны быть заданы руководству экономического субъекта, главному бухгалтеру и иным сотрудникам на этапе планирования аудиторской проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации бухгалтерского учета, оформлении первичных документов, ведении аналитического учета, заполнении регистров синтетического и аналитического учета, составлении отчетности. Анализ ответов работников проверяемого экономического субъекта на поставленные вопросы позволяет выявить «проблемные зоны» организации бухгалтерского учета.

Вопросники или соответствующие им таблицы расшифровки ответов на вопросы следует составлять в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов на поставленные вопросы и выводов, которые может сделать аудитор при том или ином варианте ответа.

Перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому учету). Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией классификатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры.

В случае, когда одно и то же нарушение может быть выявлено посредством нескольких процедур, в перечне следует указать все возможные процедуры.

Если одна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлению нарушения (отсутствие необходимых документов), аудитору следует применить альтернативные аудиторские процедуры.

Единая схема разработки аудиторских процедур содержит:

• наименование контрольной процедуры;

• цель проведения контрольной процедуры;

• перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического учета, регистры синтетического учета) и являющихся источниками информации для проверки;

• перечень необходимых нормативных документов;

• нормы, нормативы и другую справочную информацию, которая должна быть использована при выполнении контрольной процедуры;

• описание техники исполнения процедуры;

• описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией, должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита конкретного экономического субъекта, оформлять рабочую документацию аудитора, качественно проводить аудит по составу контрольных процедур. Порядок присвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собой один из внутренних стандартов и разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно.

Предлагаемый нами вариант присвоения классификационных номеров строится по трехзначной серийно-порядковой системе классификации – Х1, Х2, ХЗ,

где X1 – номер нарушения в классификаторе нарушений;

где Х2 – номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;

где Х3 – порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Последовательность выполнения аудиторских процедур. Составление классификатора возможных нарушений по счету, а также описание каждой аудиторской процедуры, проведение которой позволяет выявить каждое из возможных нарушений, безусловно, позволяют аудиторской организации провести проверку на высоком качественном уровне. Однако важна последовательность выполнения аудиторских процедур, так как, во-первых, итоговые данные одной контрольной процедуры могут быть исходными для другой (если для выявления какого-либо нарушения требуется последовательность выполнения контрольных процедур); во-вторых, некоторые процедуры могут выполняться параллельно, другие – только последовательно, и последовательность эта неслучайна.

Последовательность выполнения аудиторских процедур может быть оформлена в виде блок-схемы как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам).

Особенности проведения аудита в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных. Данный раздел методики должен содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору, если проверяемый экономический субъект использует компьютерную обработку данных.

В этих условиях может быть расширена сфера применения одних способов получения аудиторских доказательств и сужена сфера применения других.

Предлагаемая структура методики детальной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам является внутренним стандартом, который разрабатывается аудиторской организацией самостоятельно. Разработка таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых аудиторских услуг, но и позволяет проверять качество деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов.

Как правило, основными причинами возникновения претензий к качеству проведенного аудита являются нарушения, обнаруженные налоговыми органами после проведения аудита у данного экономического субъекта.

Как в случае проверки экономического субъекта аудиторской организацией, так и в случае проверки его налоговыми органами по результатам проверки составляется акт (перечень) выявленных ошибок и нарушений. Если эти перечни совпадают, к аудитору не может возникнуть претензий со стороны клиента.

Если количество ошибок, выявленных аудитором, превышает количество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент может сделать вывод либо об излишней осторожности аудитора, либо о недостаточной квалификации сотрудников налоговой службы. Как правило, в данном случае претензий к аудиторам также не возникает.

Если количество ошибок, выявленных аудитором, меньше количества ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент делает вывод о недостаточной квалификации аудитора или о том, что аудиторская проверка проведена на недостаточно качественном уровне. В данном случае возникают претензии к аудитору.

При возникновении претензий к качеству проведенного аудита со стороны самого клиента, налоговых и иных органов проверка обоснованности этих претензий должна начинаться с проверки внутренних стандартов, раскрывающих состав и описание процедур тестирования средств системы контроля и процедур детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, не предусмотрены внутренним стандартом, можно констатировать невысокое качество методологического обеспечения аудита в данной аудиторской организации. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, но не включены в план проверки ведущим аудитором, можно говорить о некачественном исполнении им своих служебных обязанностей или о его недостаточной квалификации.

Кроме того, потребуется экспертиза качества проведенных процедур с целью установить, могло ли быть выявлено данное нарушение при выполнении одной из проведенных процедур. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, включены в план проверки ведущим аудитором, но были выполнены некачественно, можно говорить о низком качестве работы исполнителей и недостаточном контроле за качеством выполнения аудиторских процедур со стороны ведущего аудитора.

Будет полезно почитать по теме: