Практическая реализация задач физического воспитания школьников осуществляется на специально организованных занятиях физической культурой.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие специфических способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости).
В ходе занятий и через занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания.
Принцип – руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.
Метод – способ достижения цели, совокупность приемов практического или теоретического освоения действительности.
Для школы характерно большое многообразие форм занятий.
Форма занятий – совместная познавательная деятельность педагога и ученика, для которой характерны систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, наличие определенного режима поведения.
Некоторые методисты, объясняя явление, исходят только из необходимости увеличить длительность времени выполнения упражнений и тем самым удовлетворить потребность учащихся в движениях. Между тем анализ форм занятий, особенностей и условий их проведения в школе, вне школы, в семье показывает, что изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, снижает качество решения задач физического воспитания. Ведь наилучшие условия для оздоровления создаются в процессе проведения дней здоровья, а для агитационной работы – на спортивных вечерах. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся вне зависимости от количества уроков.
В теории и практике физического воспитания школьников все формы занятий принято разделять на две группы (рис. 1). Одна представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; другая – комплекс воспитательных воздействий вне уроков.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государст-венной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры.
Урок – ограниченная во времени форма целенаправленного взаимодействия (деятельности и обучения) педагогов и учащихся, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания.
Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.
Рис. 1. Формы занятий физическими упражнениями в школе
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.