Туристический праздник в школе

Последняя пятница сентября на календаре знаменательных дат значится как Всемирный день туризма. Этой дате в ряде школ страны посвящаются туристические праздники.

Для подготовки и проведения праздника следует создать штаб, куда входят представители туристского клуба, политических клу­бов, совета коллектива физической культуры. Возглавляет работу штаба турист­ский организатор школы при помощи учителя физической куль­туры. Посильный вклад в подготовку и проведение праздника вносят все педагоги и классы школы. Общее руководство осуществляет организатор внеклассной и вне­школьной работы или директор школы.

При подготовке к празднику конкретное задание от штаба со сроком его выполнения получает каждый учитель, школьное объ­единение, класс. Например, учитель музыки готовит и проводит конкурс туристической песни. Учитель истории готовит лекторскую группу для сообщения в классах о Всемирном дне туризма. Библиотекарь готовит выставку ту­ристической литературы и т.д. Часть подготовительной работы проводится весной. Туристическому активу планируются задания на лето.  

Приводим для примера программу туристического праздника школы.

С первых дней сентября школа и пришкольный стадион превращаются в «туристскую планету», по которой «путешествуют» классы-«экипажи» (туристические группы), проходя через различные этапы (станции). В маршрутном листе каждого «экипажа» судьи на этапах проставляют оценки-баллы за выполнение заданий, участие в конкурсах. «Экипажи», набравшие наибольшее число баллов, становятся лауреатами праздника. Так как многие задания требуют специальных знаний, в школе устраиваются консультации для капитанов команд (штурманов «экипажей»), классных руководителей.

Для праздника дважды собираются туристские организаторы классов. На этих оперативных встречах разбираются варианты заданий, даются советы как лучше готовиться к их выполнению. На маршруте все команды, штурманы-проводники, завхозы по питанию и снаряжению, санитары, ремонтные мастера, операторы, краеведы, редакторы дневников, казначеи, физорги должны быть готовы к «защите» специальности. Классы на празднике выступают полными составами. Каждому школьнику предлагают туристическую специальность. Например, поисково-краеведческие: историк, географ, метеоро­лог, топограф, геолог, гидролог, ботаник, зоолог, фенолог, эколог, литературо­вед, искусствовед, этнограф.

В первую неделю сентября в школе вывешивают большое красочное объяв­ление о предстоящем празднике, а к последней среде школа преображается. Над входом в коридор, ведущий к актовому залу, транспарант: «27 сентября – Всемирный день туризма», далее размещается выставка отчетных туристско-краеведческих уголков классов. В вестибюле первого этажа оборудуется вы­ставка «Туристское снаряжение». В актовом зале демонстрируются выставки марок и значков. Здесь же организуется просмотр любительских фильмов и слайдов, снятых в путешествиях, выступления агитбригад.

В день праздника перед уроками, на переменах по радио звучат туристи­ческие песни, молодежные марши. После уроков по сигналу фанфар на «стар­товой площадке» перед школой строятся участники первого потока (3-4-е классы). После приветствия командирам экипажей вручаются маршрутные листы-задания с графиком прохождения станций. Первая станция («Старт») у всех одинакова. Отмечается количество участников, внешний вид, наличие эмблемы, пароль для дальнейшего следования – девиз группы. Он у каждого свой: «Для туризма нет плохой погоды», «Дорогу осилит идущий» и др. Судьи на станциях – учителя, почетные гости, родители, шефы. Время прохождения станции – 1 час 20 мин. За первым потоком стартует второй (5-6-е классы), завершают маршрут учащиеся 7-8-х классов.

На отдельных станциях предлагаются разнообразные вопросы и задания.

Iстанция – «Моя Родина – Россия».

Перечислить направления туристической работы.

Какое краеведческое задание имел ваш отряд?

IIстанция – «Охрана и защита природы, памятников культуры».

В какой статье Конституции Российской Федерации подчеркнута ответственность государства за сохранение окружающей среды?

Какую пользу природе приносит большинство видов бабочек, стрекоз, шмелей, жуков, пчел, муравьев?

Почему нельзя брать с собой в лес транзистор?

Можно ли самим заниматься раскопками курганов и древних городищ?

IIIстанция – «Дорогу осилит идущий».

Здесь проводятся конкурс на лучшее знание топографических знаков, работа с картой и компасом.

IVстанция – «У природы нет плохой погоды».

Здесь проверяется знание юными туристами народных примет, связанных предсказаниями погоды, пословиц и поговорок на эту тему.

Vстанция – «Гигиена. Первая помощь (конкурс санитаров)».

На этой станции проверяется знание состава походной медицинской аптечки, правил оказания первой помощи при различных травмах и заболеваниях, правил личной гигиены юного туриста, режима питания и купания.

VIстанция – «Питание в туристическом походе».

Правила упаковки продуктов.

Приготовление разнообразных блюд на разное количество людей.

VIIстанция – «Спортивная».

Выполнение комплекса упражнений гимнастики.

Игры, спортивные конкурсы и развлечения на привале.

Туристская полоса препятствий.

Второй день праздника отводится культурной программе: смотру агитбри­гад, конкурсу туристической песни, а третий – старту «звездного похода». Все классы своими маршрутами движутся к одному месту, где проводятся тури­стическая эстафета, соревнования по ориентированию, по туристским навыкам и трудовой десант. Здесь же подводятся итоги праздника.