Спортивный час в группах продленного дня

В группах продленного дня дети приучаются чередовать ум­ственный и физический труд, рационально строить режим, строго соблюдать гигиенические требования, укреплять здоровье, улуч­шать физическое развитие, готовятся к сдаче норм по физической подготовке. Поэтому организацию спортивного часа следует рассматривать во взаимодействии с другими формами. Его место в режиме дня должно быть рационально размещено по отношению к играм на пере-менах, прогулкам и другим формам, а также времени приема пищи и отдыха.

Очень важно в организации спортивного часа добиться тесного взаимодействия учителя физической культуры и воспитателей групп продленного дня.

С этой целью в школах создаются методические объединения воспитателей, на которых систематически рассматриваются вопро­сы физического воспитания. С воспитателями разрабатываются и разучиваются конкретные упражнения и игры, дается представ­ление о наиболее доступных методах обучения (показ, объяснение, игровой метод, использование учебных карточек). Воспитателей знакомят с приемами дозирования нагрузки, признаками утом­ления, приемами предупреждения травм. По этим вопросам выступает учитель физической культуры или один из воспитателей. Далее идут обсуждение, вопросы и ответы на них. Полезной фор­мой взаимодействия является обязательное посещение уроков фи­зической культуры воспитателями и занятий спортивного часа учителем.

Это дает возможность воспитателю хорошо знать состояние дел по физической культуре, состояние здоровья, уровень физической подготовленности школьников, изучаемый материал, домашние за­дания, ход подготовки к предстоящим соревнованиям.

В свою очередь учитель физической культуры оказывает ме­тодическую помощь воспитателям. Из практики работы групп 1-3-х классов известно, что большинство воспитателей – учителя начальных классов, которые знают содержание программы по фи­зической культуре, методику проведения занятий по физическому воспитанию и сами все проводят на должном уровне. Значительно труднее организовать эту работу воспитателям групп продленного дня 4-10-х классов.

Аналогично с организацией удлиненных перемен учитель физической культуры составляет график занятий групп с указанием места и времени проведения (табл. 3).

Таблица 3

Примерная схема режима групп продленного дня для школьников,

обучающихся в первую смену

Режимные

моменты

Классы, время проведения

1-3

4

5-6

7-10

при5 уроках

при 6 уроках

Спортивный час

12,20-13,30

-

13,15-14,15

-

-

Сон (для детей 6-8 лет и ослабленного развития)

14,00-15,30

 

 

 

 

Пребывание на воздухе (игра, труд)

14,00-15,30

14,00-15,15

14,45-15,45

 

 

Полдник

15,45-16,00

15,30-15,45

15,45-16,00

-

-

Самоподготовка

16,00-17,30

15,45-17,45

16,00-18,00

16,00-18,30

 

Работа кружков (свободное время)

17.30-18.45

17.45-18.45

18.00-19.00

18.30-19.30

18.30-19.30

Уходдомой

18,45

18,45

19,00

19,30

19,30

Желательно, чтобы время проведения спортивного часа совпадало со временем занятий секций и специальной медицинской группы. Это дает возможность одновременно занять полезным и посильным делом каждого ученика.

Один день в неделю организовываются соревнования на первенство групп и между ними. Соревнуются дети, как правило, по видам физкультурного комплекса.

В помощь воспитателям учитель готовит инструкторов-общест­венников из числа учащихся старших классов. Кроме того, учи­тель должен побеспокоиться об обеспечении занятий инвен-тарем и снарядами в дополнение к тому, что имеет каждая группа в своем распоряжении.

В ряде школ в одну группу входят учащиеся из различных классов. На занятиях спортивного часа следует ориентироваться на такое объединение классов: 1-3; 4-6; 7-10. Если в состав той или иной группы по необходимости входят дети более младшего или старшего возраста, то и содержание занятий и нагрузка для них должны быть различными. Учащиеся, отнесен­ные по состоянию здоровья в специальные медицинские группы и временно освобожденные от занятий после болезни или по дру­гим причинам, занимаются по индивидуальным заданиям.

На занятия учащиеся являются в спортивной форме. При ма­лейшей возможности занятия проводятся на открытом воздухе и только в ненастную погоду – в помещении (зале, рекреациях).

Особенностью методики занятий является то, что они прово­дятся в свободной, непринуж-денной обстановке и носят игровой характер. Однако занятия четко организовываются. После построе­ния учащихся сообщаются задачи, проводится разминка.

Разминка – подготовительная часть урока, тренировочного занятия; выполнение специальныхупражнений для подготовки организма к предстоящей работе.

Разминка может проводиться в виде эстафет или подвижных игр, вклю­чающих ходьбу, бег, преодоление препятствий, танцевальные и другие подводящие упражнения. Длительность разминки – 10-12 мин. Далее, при длительности всего занятия 60 мин приблизи­тельно 25-30 мин отводится на организационную часть под ру­ководством воспитателя (инструктора), 15-20 мин – на само­стоятельную работу и 5-8 мин – на заключение в виде игр низ­кой интенсивности.

Содержание основной организационной части составляют ус­военные на уроках упражнения в беге, прыжках, метания, подвиж­ные игры, эстафеты; зимой – лыжи, коньки, санки. Во время са­мостоятельной работы учащиеся выполняют домашние задания по усвоению и совершенствованию разучиваемых на уроках упраж­нений.

Младшие школьники очень любят простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий; кто быстрее пробежит 20-30 м, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или с разбега, кто дальше бросит мяч (снежок, камушек), кто поразит цель. Необходимо использовать и такие виды соревнований, как бег с обручем, прыжки по кружкам на скорость и точность. Эти и другие соревнования, которые организовываются детьми самостоятельно во дворах по месту жительства, дают высокий эффект в физическом воспитании детей.

Интересны и полезны для младших школьников спортивные развлечения и аттракционы (катания на санках, велосипедах, набрасывание колец, удочки, кегли и др.).

Заслуживает внимания опыт когда в каждом из шести рабочих дней в группах различное содержание занятий: если в субботу – эстафеты, игры, то в понедельник – кросс (зимой – лыжи, санки); во вторник – военизированные эстафеты, полоса препятствий; в среду – гандбол, футбол баскетбол; в четверг – туристические эстафеты, короткие походы по окрестностям города; в пятницу – игры в профессии. Воспитан­ники на разных занятиях бывают шоферами и связистами, поч­тальонами и токарями, рыбаками и сталеварами, строителями и инструкторами физкультуры.