Содержание урока и его построение

Под содержанием урока часто подразумевают только определенный набор физических упражнений, предлагаемых ученикам. Между тем анализ всего происходящего на уроке показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата является процесс выполнения учащимися запланированных упражнений и связанная с этим выполнением многообразная деятельность задающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии показанного, осмыслении воспринятого, проектировании собственных действий и их выполнении, организации самоконтроля и самооценки, обсуждении возникших вопросов с педагогом и товарищами, регулировании эмоциональных проявлений и во многом другом. От этих элементов деятельности учащихся и зависит конечный результат урока. Сле­довательно, эти элементы деятельности и являются главным со­держанием занятия.

Однако каждое конкретное действие ученика и класса в целом вызывается определенной деятельностью учителя. Она заключа­ется в постановке задач, намеченных на данный урок, определении конкретных заданий для их решения и создании условий для вы­полнения. Учитель осуществляет наблюдение за деятельностью учащихся, оценивает и корректирует их действия, дозирует нагрузку, управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми и др. Вся эта многогранная деятельность педагога, определяющая и направляющая действия занимающихся, составляет весомую часть содержания урока.

Результатом деятельности детей, направляемой учителем, яв­ляются изменения в физическом и психическом состоянии уча­щихся, в их знаниях, умениях, навыках и поведении. Эти внут­ренние процессы и изменения, вызванные организованным выпол­нением физических упражнений, составляют еще одну сторону содержания урока физической культуры.

Таким образом, понятие«содержание урока» физической культурымногогранно. Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу.

Содержание урока– совокупность знаний, умений, навыков, соответствующих современному состоянию науки, педагогически переработанной в общие основы наук таким образом, чтобы стать вовлеченной в образовательный процесс.

Содержание урока планируется учителем. Но педагог не может заранее предвидеть все детали рабочих ситуаций и условий, складывающихся в процессе его совместной работы с детьми. По­этому в практике работы различают содержание урока проекти­руемое и реально сложившееся в процессе его проведения.

Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспи-тательного процесса.

Логика учебно-воспитательного процесса требует: 1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность; 2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности; 3) последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; 4) обеспечения хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную.

После первого этапа – деления урока на части – наступает второй этап построения урока – определение физических упражнений и их последовательности.

Решающим, третьим этапом структуры урока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении методов и ме­тодических приемов, используемых в процессе проведения урока. Сюда же относятся организация подгрупп, определение им зада­ний, порядок смены мест занятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, т.е. вспомогательные действия, используемые на данном уроке.