Разновидности школьных уроков

Уроки физической культуры имеют много характеристик. Каждая из них может быть положена в основу их классификации. Мы рассмотрим разновидности школьных уроков, которые наибо­лее часто встречаются в практике работы.

Все уроки исходя из их содержания могут быть разделены на две большие группы: предметные уроки и комплексные.

В содержание основной части предметных уроков включают учебный материал из одного раздела программы (легкой атлетики, гимнастики и т.д.). Такие уроки проводятся преимущественно в старших классах. Методика их проведения приближается к мето­дике тренировочных занятий по соответствующему виду спорта. В младших и средних классах предметные уроки проводятся только по лыжной подготовке и плаванию, так как материал этих разделов программы плохо стыкуется с другими разделами. Не позволяют включать в эти уроки материал из других разделов и условия их проведения.

Комплексные уроки в одно занятие включают материал из раз­ных разделов программы. Но объединение в одном уроке разных упражнений носит не формальный характер, а должно отвечать строгим правилам. Во-первых, на таких уроках определенный раздел всегда выступает в виде стержневого материала. К нему подбирают упражнения из ранее пройденного раздела (для пов­торения) и из раздела, который предстоит изучать в будущем (с целью подготовки к его усвоению) в виде вспомогательного ма­териала. Во-вторых, подобранный материал должен органически сочетаться со стержневым разделом. Например, ускорения, раз­личные способы бега и прыжков не будут выглядеть искусствен­но подобранными на уроках, где преимущественно изучается раз­дел спортивных игр, а штрафные броски баскетбольного мяча не нарушают логики гимнастической эстафеты. Упражнения с на­бивными мячамина уроках с гимнастическим стержневым мате­риалом успешно выполняют задачу подготовки к усвоению спор­тивных игр, а на игровых уроках повто-рение акробатических эле­ментов будет содействовать усвоению запланированных игровых приемов.

Набивной мяч – круглый кожаный чехол, набитый морской травой, мочалой, волокном или ватой. Применяется как тренировочный снаряд в различных видах спорта.

В-третьих, вспомогательный материал может не выде­ляться в отдельную группу (основной части), а становится зачастую фрагментом подготовительной или даже заключительной части урока. В-четвертых, вспомогательный материал может быть предметом индивидуальных заданий на уроке.

Комплексные уроки трудны в организации, но они более эмо­циональны, разносторонне влияют на организм детей, и, главное позволяют весь год держать в поле зрения основные элементы, доводить их выполнение до высокого уровня исполнения.

И предметные, и комплексные уроки могут в зависимости от преимущественного решения задач делиться на учебные, тренировочные, контрольные и смешанные (комбинированные).

На учебных уроках основное внимание обращается на правильность выполнения упражнений. Учитель, обнаружив ошибки, принимает меры к их исправлению, обеспечивает страховку и обучает детей приемам самостраховки.

Самостраховка – заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые самим спортсменом для предупреждения травм.

Все это накладывает отпечаток на организацию и методику урока. Здесь широко исполь­зуетсявзаимообучение и сообщаются теоретические сведения, при­меняются разнообразные приемы активизации детей.

Тренировочные уроки служат преимущественному совершенствованию изученного и воспитанию физических качеств. Здесь используется больше групповой метод организации деятель­ности учащихся. На таких уроках возрастают объем и интенсив­ность нагрузки, что предъявляет повышенные требования к дис­циплине занимающихся. Многие уроки проводятся в природных условиях. Учитель создает разнообразные ситуации, что повышает интерес к занятиям.

Контрольные уроки решают преимущественно задачи контроля хода усвоения изучаемого упражнения, воспитания фи­зических качеств, а также проведения исходных и итоговых тестирований с целью определения уровней физического развития и физической подготовленности учащихся.

В практике физического воспитания чисто учебные, контроль­ные или тренировочные уроки встречаются редко. В каждом за­нятии присутствуют элементы обучения, контроля и тренировки. Поэтому следует всегда помнить, что под каждым конкретным названием уроков понимают преимущественное решение задач обучения, тренировки или контроля. В младших классах преимущественно учебные уроки составляют приблизительно 70-80% от общего количества занятий, в средних – около 60%, в стар­ших – 25-35%. Следовательно, с повышением возраста занимающихся удельный вес преимущественно учебных уроков в работе с ними падает, а повышается удельный вес преимущественно тре­нировочных занятий, достигая в 10-11-х классах 60%.

Если на уроках в одинаковой мере решаются разные задачи, то такие уроки называют смешанными или комбинированными. Эта категория уроков встречается наиболее часто во всех классах, так как создает наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной программы.

Будет полезно почитать по теме: