Подготовка похода

Каждый поход имеет определенную цель. Цель влияет навыбор маршрута, определяет состав участников, содержание работы в походе и др. Поэтому организация похода начинается с определения его цели.

Перед походом могут ставиться экскурсионные, агитационные и военно-патриотические, оздоровительные, учебные, спортивные, познавательные и другие цели. Цель похода должна быть сформулирована и доведена до сведения всех его участников. Это необ­ходимо для объединения усилий всей группы вокруг общей цели для ее достижения. Если цель не будет известна, дети будут ожи­дать от похода того, чего в нем не будет, а это приведет их к разочарованию. Реализация цели в походе может быть и индиви­дуальной. Например, в походе с учебной целью каждый может работать над тем, что у него плохо получается.

В походе может быть одна или несколько (но не много) це­лей. В последнем случае обязательно выделить главную.

После определения цели начинается комплектование группы. Для многодневных походов численность группы следу­ет ограничить 15 участниками. Учебные походы могут собирать 4-6 чел. Массовость же достигается путем увеличения числа по­ходов, систематического использования всех форм и видов тури­стической работы в школе. Рекомендуется, чтобы разница в воз­расте участников похода не превышала 1-2 года. При этом уро­вень их физической подготовленности должен соответствовать условиям и трудности похода. Что касается туристического опыта, то тут все зависит от цели. В учебном походе желательно, чтобы среди его участников были и опытные туристы, и новички. В по­ходах со спортивной или исследовательской целью необходимо иметь однородный состав хорошо подготовленных, здоровых ту­ристов.

Дети с недостаточным физическим развитием и отнесенные к специальной медицинской группе могут использовать туризм в ка­честве средства лечения и оздоровления. Этот вопрос всегда ре­шается персонально педагогом совместно со школьным врачом.

В походе продолжительностью свыше трех дней руководитель должен иметь заместителя. Если поход менее продолжительный, то – помощника.

На начальном пути развертывания туристической работы в школе возможны случаи, когда начинается подготовка похода не с определения цели, а с подбора желающих в нем участвовать.

Далее следует провести собрание участников похода, на котором обсудить все вопросы подготовки проведения похода (цель, маршрут, экипировка, питание, привалы, общественное снаряжение и др.). На собрании распределяются обязанности между членами группы.

При подготовке многодневных походов таких собраний будет несколько, и на каждом последующем слушаются отчеты о ходе подготовки, уточняются задания, намечаются новые поручения. При многодневных походах важным в организации группы является распределение постоянных поручений: старший группы (он же помощник руководителя), завхоз, ответственный за снаря-жение, казначей, санитар, корреспондент, спортивный организатор, фотограф, ответственные за сбор гербария, за метеорологические наблюдения, сбор геологических образцов и др. Завхоз составляет рацион, руководит закупками, выдает дежурным продукты. Ответственный за снаряжение руководит сбором снаряжения, получением его на прокат, следит за его сохранностью, собирает снаряжение после похода и возвращает его владельцам и пункту проката. Казначей составляет смету, собирает деньги с участников, ведет учет расходов, отчитывается за подотчетные деньги согласно документам о произведенных расходах (билеты, квитанции, чеки, ведомости). Санитар хранит аптечку, оказывает первую помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Корреспондент ведет дневник похода. Спортивный организатор проводит зарядку, организует игры и соревнования, спортивные викторины, хранит спортивный инвентарь.

В походе также даются временные обязанности: кострового, дежурного на биваке, направляющего и замыкающего на марше.

Бивак –в туризме место под открытым небом для приготовления пищи и ночлега.

Эти обязанности выполняются поочередно всеми участниками похода с учетом их туристического опыта, склонностей и возмож­ностей.

Очередным этапом подготовки похода являются выбор и разработка маршрута. Для начала с этой целью исполь­зуют путеводители. По мере накопления опыта можно создавать варианты рекомендуемых путеводителями маршрутов, а затем и самим составлять маршруты. Далее знакомятся с предполагаемым районом похода, изучая соответствующую литературу. После изучения района путешествия наносят маршрут на карту, разби­вают его по дням, определяют места ночлегов, дневок, проведения экскурсий. Кроме этого, вычерчивают схему маршрута и состав­ляют график движения, в котором на каждый день путешествия указывают маршрут, километраж и дополнительные примечания. График следует рассматривать как предварительный план, в кото­рый по ходу вносят коррективы.

Все материалы похода: схема маршрута, график движения, список участников, заверенный врачом, список снаряжения, про­довольственный рацион, смета - утверждаются директором шко­лы, а затем для многодневных походов вместе с приказом дирек­тора о проведении данного похода и назначении его руководителя представляются в районный или городской отдел народного образования.

Согласно существующему положению каждая группа при вы­ходе на маршрут, один – два раза в продолжение похода и по его завершении сообщает о себе телеграммой маршрутной комиссии.Завершается процедура оформления многодневной туристической группы получением путевого документа в виде маршрутной книжки, содержащей сведения о маршруте и участниках похода, контрольных пунктах и их сроках. В той же книжке даются отмет­ки о прохождении маршрута и заверяются печатью. На походы дотрех дней выдается не маршрутная книжка, а маршрутный лист.

Составляя смету расходов, необходимо думать и об источ­никах финансирования. Ими могут быть дотация органов народ­ного образования, поступления, выделенные директором школы, родительским комитетом, шефствующими организациями. Участни­ки походов могут и самостоятельно зарабатывать деньги. Недо­стающие деньги получают от родителей каждого участника путе­шествия.

Важным условием успешного проведения путешествия являет­ся обеспечение нормального питания. Составляя пищевой ра­цион, следует исходить из таких расчетов. Он должен содержать 3500 калорий при весовом соотношении белков, жиров и углево­дов 1:4:4. Кроме основных продуктов, в поход берут специи, чай, кофе. Вес суточного рациона одного человека должен составлять 900-1200 г и состоять из хлеба (400-500 г), сахара (100-150 г), масла (100 г), мяса (100 г), крупы и макарон (200 г), чая, соли и специй.

Заметим также, что рациона, пригодного на все случаи жизни, не бывает. Он зависит от цели, продолжительности и сложности похода, сезона и вкусов участников похода, от возможности по­полнять продукты в пути и других факторов.

Однодневные походы можно проводить, организуя питание го­товыми продуктами, взятыми из дому каждым туристом, а в по­ходе готовить только чай.