Подготовительная часть урока

Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы:

– организовать учеников и психологически настроить их сознательное выполнение задач, поставленных на данный урок, эмоционально подготовить их к продуктивной работе;

– подготовить учащихся к овладению упражнениями определенного характера (игровых, гимнастических, легкоатлетических) и сложности;      

– функционально подготовить организм учащихся к выполнению более интенсивных и трудныхупражнений;

– содействовать формированию осанки, воспитывать ловкость и умение управлять двигательнойдеятельностью.

Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное значение.

Начинается урок общим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока. Процедура рапорта необязательна в работе с учащимися младшего школьного возраста. Программой она предусмотрена начиная с 3-го класса. Но уже при первом ознакомлении детей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требовать абсо-лютной дисциплины.

Учитель стремится избегать шаблона в построениях и перестроениях, разнообразить формы размещения и перемещения.

В младших классах начальное построение осуществляет учи­тель, в средних и старших классах – дежурный ученик по согласо­ванию с учителем. До начала урока и до прихода учителя к месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию.

После приветствия на первых уроках с целью изучения со­става класса учитель делает перекличку, а в дальнейшем при­ступает сразу к проверке домашнего задания. Оговоримся, что проверка домашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительнойчастях.

Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия. 

Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, обычным, вы­соким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, дру­гими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; танцевальные упражнения; преодоление препятствий;упражнения на внимание типа заданий и неожиданностей; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.

Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу (двух-трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами и др. Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.

Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач.

Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.

Все упражнения в подготовительной части урока следуетиндивидуализировать по объему, интенсивности и характеру выполнения, начиная с ходьбы, элементарных общеразвивающих и танцевальных упражнений, которые должны выполняться по-разному девочками и мальчиками уже с 1-го класса. Длительность подготовительной части – до 10 мин.