Организация и проведение дней здоровья в школе

в школе

Наиболее полного практического воплощения идеи связи фи­зического воспитания с другими сторонами воспитания можно до­стичь при проведении дней здоровья в школе.

Всего в школе рекомендуют проводить до девяти дней здо­ровья в году. Один-два – длительныес выездом в природные ус­ловия. О них и пойдет речь ниже.

Задачами дней здоровья являются:

– содействие активному отдыху, укреплению здоровья ифизическому развитию учащихся;

– повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь учащихся, учителей иродителей.

Дни здоровья в сравнении с другими формами имеют ряд прин­ципиальных отличий, что делаетих наиболее трудной формой фи­зического воспитания школьников. Каковы же отличия дней здо­ровья?

Во-первых, это мероприятие комплексное и требует координа­ции усилий большинства учителей-предметников (истории, био­логии, географии, литературы и др.), родителей, шефов.

Во-вторых, оно проводится в природных условиях в составе всей школы и требует решения вопросов устройства быта и безопасности.

В-третьих, объединяет почти все формы физического воспита­ния (туризм, соревнования, подготовку к сдаче норм физкультурного комплекса, утреннюю гимнастику и др.) и требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей, родителей и шефов.

В-четвертых, дни здоровья создают наилучшую почву для внед­рения в практику межпредметных связей.

Исходя из названных отличий, рассмотрим особенности их ор­ганизации.

Инициативная группа, возглавляемая учителем физкультуры, вносит это мероприятие в школьный план работы и разрабатывает его содержание и программу. Исходя из программы, одобренной руководством школы, создается и утверждается штаб проведения дней здоровья, в который входят учитель физкультуры, учителя тех предметов, которые имеют место в содержании дня здоровья, пионервожатая, завхоз и медработник школы, председатель ро­дительского комитета, представители всех общественных организаций школы. Возглавляет штаб директор школы. На первом заседании штаба еще раз рассматриваются и уточняются программа и состав участников. Оговорим сразу, что количество участников не должно превышать 400-500 чел., и если школа большая, то следует проводить день здоровья в два, а возможно, и три этапа. За­благовременно о подготовке дня здоровья должны быть проинформированы родители. Далее следует подобрать место базирования лагеря. Оно должно быть размещено за 3-7 км от черты го­рода, в лесу. Желательно, чтобы рядом протекала речка. Возмож­ность и время выхода к месту проведения должны быть согласо­ваны с лесничеством, сельсоветом, оперативным уполномоченным РОВД.

Вопрос питания будет решаться тремя путями. Каждый ученик должен иметь запас питания из дому. На месте дислокации по договоренности с торгующими организациями можно органи-зовать работу киоска с печеньем, вафлями, минеральной водой, пирожка­ми, пирожными. Наконец, работники школьной столовой должны приготовить горячие напитки. Прекрасным угощением для детей может быть солдатская каша, приготовленная шефами воинской части и выданная поварами-воинами.

Ночлег организуется в палатках и шалашах. Постельные при­надлежности приносит каждый ученик. На всякий случай заве­дующий хозяйственной частью имеет запас в 15-20 постельных принадлежностей.

Дни здоровья могут проводиться на базе отдыха и в стацио­нарных лагерях. Тогда многие хозяйственные вопросы решаются легко. Отдельно должна быть установлена штабная па­латка, возле которой размещаются флагшток и палатка мед­пункта.

Выход к месту проведения дня здоровья проводится организо­ванно по классам и зависит от масштабов населенного пункта. Во многих городах, поселках и селах он может осуществляться всей школой одновременно.

В крупных городах до черты города отдельные классы доезжа­ют на городском транспорте. Во всех случаях от черты города все классы под руководством классных руководителей к месту дисло­кации приходят разными, разработанными заранее маршрутами. При этом протяженность и сложность маршрута должны отвечать требованиям, соответствующим определенному возрасту сдающих нормативы физкультурного комплекса. Младшие школьники к месту прове­дения дня здоровья могут доставляться выделенными для этой цели автобусами. Такой порядок следования позволяет рассредо­точить по времени прибытие в подготовленный лагерь участников дня здоровья и избежать суматохи. Прибывших в лагерь встреча­ют члены штаба, ответственные за размещение. Как правило, в день прибытия (вторая половина дня пятницы) спортивные мероприя­тия не проводят, поскольку все уже совершили туристический поход.

После отдыха и ужина все собираются у костра, у которого, как правило, проходят встречи с местными жителями, участниками войны, местными школьниками. Возможно также проведение конкурсов, викторин, игр и развлечений на различную тематику.

Здесь же, у костра, проводится общая линейка, на которой подводят итоги дня. После линейки проходит короткое совещание членов штаба и ответственных за проведение отдельных мероприятий, а также руководителей классов, на котором уточняются за­дачи на завтра. Такие линейки и совещания проводятся после каждого дня пребывания в лагере.

С целью четкой организации порядка и высокой дисциплины составляется подробный график работы лагеря (табл. 4).

Таблица 4

График проведения мероприятий по программе дня здоровья

Наименование мероприятия

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Прибытие в лагерь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отдых в течение дня

 

 

 

В

р

е

м

я

 

 

 

3. Подъем, отбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Завтрак, обед, ужин

п

р

о

в

е

д

е

н

и

я

 

5. Мероприятия по плану класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Конкурс самодеятельных поэтов, чтецов у костра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Концерт художественной самодеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Сбор гербария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Конкурс газеты туриста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Конкурс творческихработ, выполненных в лагере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Ходьба по азимуту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Конкурс строя и песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Прием физкультурных норм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Соревнования спортивных семей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Встречи с местным населением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Подвижные и спортивные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Веселые старты и эстафеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Другие мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В клетке против мероприятий и класса проставляется дата и время проведения. Этот график вывешивается на стенде возле штабной палатки. Рядом помещается план территории лагеря с указанием мест проведения всех фрагментов дня здоровья. За каждым местом закрепляется бригада активистов, состоящая из учителей, родителей, шефов и учащихся. Эта бригада обеспечивает праздничное оформление своего места, инвентарь, технику безопасности и обслуживание порученного мероприятия. С каждым классом от одного к другому фрагменту следует классный руководитель. При этом все учащиеся, включая ос­вобожденных от физкультуры, находятся постоянно в составе клас­са и выполняют оговоренные ранее обязанности. В помощь класс­ным руководи-телям привлекаются родители. Руко­водители каждой бригады обслуживания и руководители классов знакомятся с графиком дня здоровья и условиями его реализации до выезда в лагерь. Они принимают участие в его составлении и утверждении.

После обеда, в воскресенье, подводятся итоги дня здоровья, награждаются участники и члены бригад обслуживания, объявляются победители конкурсов и творческих работ. Участники орга­низованно кратчайшим путем возвращаются домой.

Освобождение учащихся от учебных занятий на несколько дней в году для проведения дней здоровья эффективно влияет на ук­репление здоровья школьников и учителей, повышает их работо­способность, что позволяет в будущем наверстать упущенное. Часть занятий по биологии, географии и другим предметам может быть проведена в природных условиях.

Если эта форма занятий физической культурой проводится в течение одного дня, то для 1-3-х классов она длится 3 ч, для 4-х классов – 4 ч, 8-11-х классов – 5 ч. Как правило, это вы­ходные дни.