Неклассификационные соревнования школьников

Трудно переоценить значение соревнований в физическом вос­питании школьников. Использование элементов соревнования от­крывает широкие возможности для повышения эмоционального тонуса и активности учеников. Принимая участие в соревнованиях, школьники обогащаются новыми впечатлениями, глубже познают себя и своих товарищей, переживают радость побед и горечь по­ражений. Атмосфера соревнований дает возможность осознать важность занятий физическими упражнениями.

Классификационные соревнования, которые проводятся в со­ответствии с Единой спортивной классификацией и правилами соревнований, требуют длительной подготовки. Поэто­му в соревнованиях по ряду видов легкой атлетики, волейболу, баскетболу, гимнастике участвует незначи-тельное число учащихся и практически не участвуют младшие классы.

Одновременно в школе необходимо создать условия, при ко­торых каждый ученик принимал бы участие в 8-10 соревновани­ях ежегодно. В связи с этим во многих школах страны проводятся неклассификационные соревнования. Такое название они получи­ли оттого, что участие в них не дает права на присвоение разря­да, так как их программа полностью или частично не соответст­вует Единой спортивной классификации, а в процессе проведения возможны отклонения от правил соревнований. К та­ким соревнованиям относятся все мини-игры, проводящиеся на площадках уменьшенного размера, в сокращенное время, нестан­дартным инвентарем, измененным коли-чеством игроков, с разре­шением нарушать отдельные правила и др. Соревнования прово­дятся и по специально созданной учителем программе.

Соревнования по школьной программе. Программа соревнований составляется учителем и должна содействовать решению задач, которые ставятся перед школьниками на каждом конк-ретном этапе. Она включает задания по технике выполнения усвоенных ранее или усваиваемых на данном этапе упражнений, включая и строевые; на результат (например, штрафные броски или удары по воротам с разных точек или расстояний, метания в цель); на проявление физических качеств (прыжки, подтягивания, сгибания и разгибания рук в упоре лежа) и обязательно комплексные эстафеты. В программу может включаться теоретический материал в виде вопросов и заданий, определяющий умение учеников управлять классом и помогать товарищам. Соревнования должны проводиться как личные (внутри класса), так и команд­ные (между классами или звеньями). Ценность последних состоит в том, что чувство ответственности перед товарищами помогает каждому участнику проявить максимум стараний и усилий в про­цессе подготовки к соревнованиям и выступления в них. Соотно­шение заданий, их удельный вес зависят, как уже говорилось, от задач, которые ставит учитель, возраста учащихся, условий про­ведения.

Программа соревнований должна быть известна ученикам за 2-3 месяца. О них периодически надо напоминать ученикам. Про­водить соревнования можно во время спортивного часа в группах продленного дня.

Такие соревнования содействуют связи внеурочных занятий и уроков физической культуры, активизируют самостоятельную работу.

Конкурсы. Цель этого вида соревнований – развивать уме­ние самостоятельно пользоваться физическими упражнениями, со­ставлять комплексы и комбинации, усваивать определенную ин­формацию. Их можно проводить как самостоятельное мероприя­тие на переменах, в группах продленного дня или как составную часть других мероприятий (вечеров, спортивных праздников, дней здоровья и др.). Экспресс – конкурсы можно проводить и на уроках физической культуры.

Ценность конкурсов – их нацеленность на анализ учащимися рационального решения двигательных задач. Конкурсы проводятся внутри классов и между классами, куда могут входить не только индивидуальные, но и групповые задания. Конкурсы могут проводиться на лучшее составление и выполнение комплекса утренней гимнастики, на создание нового упражнения из двух или трех предложенных, на лучшую комбинацию вольных упражнений, включающую изученные двигательные действия, и т.д. Все выпол­ненные практические задания должны быть теоретически обосно­ваны и прокомментированы учеником. Конкурс может проводить­ся на лучшее исполнение предложенных упражнений, точность и скорость воспроизведения продемонстрированного упражнения отдельными учениками или группой.

Соревнования «с листа». Цель соревнований – побудить учащихся к равноценному усвоению всех разделов школьной программы. Практика показывает, что дети проявляют неодинаковый ин­терес к усвоению различных разделов школьной программы. При этом одни предпочитают легкоатлетические, другие – гимнастические упражнения, третьи – игры. Последнему виду в силу его эмоциональности большинство отдают предпочтение. Для того чтобы эмулировать работу по усвоению всех разделов, учитель объявляет соревнования «с листа». За десять минут до начала учащийся берет со стола судейской коллегии конверт (лист) и через 10 мин демонстрирует упраж-нения и отвечает на вопросы, значившиеся в листе. Содержание всех конвертов учащиеся знают за месяц-два до начала соревнований.

Названные соревнования целесообразно проводить в конце чет­верти с таким расчетом, чтобы оставить учащимся время для устранения выявленных недостатков. В программу включают весь пройденный материал.