Игры и физические упражнения на удлиненных переменах

Среди всех форм занятий физической культурой школьников особое место занимают организация и проведение подвижных игр, других физических упражнений на удлиненных переменах.

Подвижные игры – вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки.

В практике работы учителей они получили разные названия: час активного отдыха, динамическая пауза, олимпийский урок и др. Сущность их сводится к следующему. После второго-третьего уро­ка (приблизительно в 11-12 ч) начинают появляться признаки утомления, вследствие чего понижается работоспособность. По­этому в школе рекомендовано в это время удлинить перемены и провести занятия физическими упражнениями.

В перемене участвуют все ученики и учителя школы, что на­кладывает на руководство школы ответственность за организа­цию, связанную с размещением классов и групп учащихся, обес­печением инвентарем, распределением актива учащихся (судей, инструкторов) для организации и судейства игр, эстафет.

Для этого составляется недельный график проведения игр на переменах, согласно которому каждый день у каждого класса новый вид, а, следовательно, и место занятий. Это вносит разнообразие и повышает интерес к занятиям. Инструкторы и судьи закрепляются постоянно за видом (местом) занятий. Актив инструктируется один раз в неделю (каждую субботу).

Такой график вывешивается на видном месте в коридоре и дает возможность за 2-3 мин всем учащимся школы занять свои места, где их уже ждут инструкторы, классные руководители, судьи. Свободные от организации учителя могут собираться в от­дельном месте и выполнять полюбившиеся упражнения.

Желательно, чтобы выход на занятия начинался традиционны­ми позывными и далее сопровождался музыкой.

Если кто-либо из класса изъявил желание в тот или другой день заняться другими упражнениями, то он следует к месту их проведения, предупредив об этом физорга класса. О такой воз­можности знают все учащиеся, классные руководители и инст­рукторы.

Общее руководство организацией и проведением перемен осу­ществляется директором школы и его заместителями. Непосред­ственное проведение занятий возлагается на классных руководи­телей и ученический актив (табл. 2).

Таблица 2

Утверждаю

Директор школы (А.П. Петров) _____________________ 200  г.

Примерный график

проведения игр на переменах в школе № 17 г. Кургана

Вид упражнений

Место

проведения

Фамилии

инструкторов

и судей

Классы и дни проведения

1,2, 3, 4,5,6,7,8,9,10

Футбол

Футбольное поле

Иванов О.М., Сидоров Б.В.

Понедельник

Танцевальные упражнения

Сектор для прыжков

Шугурова Г.И., Дронина Н.А.

Четверг

Баскетбол

 

 

Вторник

Волейбол

 

 

 

Ручной мяч

 

 

 

Эстафеты

 

 

Среда

Игры с мячами искакалками

 

 

Пятница

Учитель физической культуры                                       (А. Иванов)

Начиная с 8-го класса юноши и девушки занимаются отдель­но. Но специальные игры для мальчиков и девочек следует прак­тиковать уже со II класса. Отдельно могут заниматься сборные команды школы и учащиеся, отнесенные к специальной медицин­ской группе. Во время перемен должны дежурить медработники школы.

В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах и классных комнатах, что должно быть обусловлено графиком. От­дельные, наиболее активные ученики по их желанию и разреше­нию учителя физической культуры, классного руководителя могут заниматься индивидуально.

Для проведения игр часто занимаются вместе параллельные и близкие классы (6-7), отдельно – девочки и мальчики.

Важны вопросы методики проведения физических упражне­ний на переменах. Первое условие правильности методической линии – не дублировать методику урока. Здесь не должно быть заорганизованности, принуждения к обязательному выполнению тех или иных упражнений, намеченных заранее. Наоборот, следу­ет всемерно поощрять инициативу и желание самостоятельно под­бирать средства, принимать решения. Тем не менее, каждое заня­тие должно строиться с соблюдением закономерностей функциони­рования организма. В противном случае здоровью учащихся может быть нанесен вред. Поэтому каждое занятие должно стро­иться по такому плану, который обеспечил бы постепенное вхож­дение в работу (первая часть), удержание функций организма на уровне малой и средней интенсивности (вторая часть – основная) и постепенный выход из работы (третья часть – заключи­тельная).

Используется материал учебной программы каждого класса. Преимущество отдается упражнениям и играм, которые вызыва­ют наибольший интерес у учеников. Например, старшеклассники проявляют большой интерес к броскам мяча в баскетбольную корзину, в гандбольные ворота, ударам по футбольным воротам, упражнениям с гантелями, кроссам. Зимой – лыжи, санки, конь­ки, хоккей, игры и развлечения (сооружение снежных крепостей, снеговиков, метание снежков в цель).

Характер проведения перемены, ее содержание могут опреде­ляться текущими задачами, решаемыми школой на каждом кон­кретном этапе (участие в районных соревнованиях, спартакиада «Старты надежд», подготовка массовых выступлений).

Очень важным представляется вопрос формы, в которой долж­ны заниматься ученики. Без сомнения, идеальным следует счи­тать вариант занятий в спортивной форме. Если этого в школе достичь нельзя, то учащиеся занимаются в повседневной форме, сняв пиджаки, куртки, расстегнув воротнички. В этом случае желательно поменять хотя бы обувь. Занятия следует пре­кратить за 5-6 мин до начала следующего урока.

Методика проведения игр на переменах должна создать наи­лучшие условия для проверки умения использовать физические упражнения самостоятельно и содействовать формированию этого умения.

Будет полезно почитать по теме: