По мнению ряда специалистов и учителей, эта форма вызывает наибольшую сложность. В то же время опыт многих школ показывает, что при соблюдении всех необходимых организа-ционных и методических условий трудностей можно избежать. К этим условиям следует отнести:
–глубокое понимание значимости гимнастики педагогами;
–согласование с родителями необходимости более раннего прихода детей в школу;
–подготовку всех педагогов школы к умению лично выполнять, руководить и контролировать ее выполнение;
–подготовку мест занятий на воздухе и в помещении;
–подготовку актива учащихся;
–личную заинтересованность каждого учащегося в зарядке и понимание разницы задач упражнений утренней гимнастики и гимнастики до занятий.
Только после решения этих вопросов можно приступать к организации гимнастики до начала занятий.
Гимнастика до занятий решает такие специфические задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, закаливает организм, предупреждает искривление осанки.
Организация проведения гимнастики до занятий включает определение мест каждому классу и отдельному ученику на спортивной площадке и в помещении (но не в классе) на случай ненастной погоды; построение девочек в задних рядах отдельно (эти места остаются постоянными на весь год); подготовку ответственных педагогов и инструкторов из числа старшеклассников; разучи-вание упражнения на уроках; оборудование на местах проведения гимнастики вешалок для ранцев, портфелей, верхней одежды.
Руководит гимнастикой до занятий дежурный учитель, каждым классом – физорг и инструктор.Классные руководители и учитель физической культуры контролируют и принимают меры, содействующие качественному выполнению упражнений.
Проводят гимнастику по группам классов (1-3; 4-6; 7-8; 9-11) или с каждым классом отдельно.
Для каждого класса (группы классов) составляется свой комплекс упражнений, но их количество в комплексе, число повторений и характер упражнений одинаковы. Например, в комплексе 7 упражнений. Седьмое – прыжки – выполняется на 4 счета, количество повторений – 16. Это даст возможность записать музыкальное сопровождение, которым могут воспользоваться все классы. После записи музыки на каждое упражнение делается пауза, куда может быть включен дикторский текст, призывающий подготовиться к выполнению следующего упражнения.
Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого.
Основными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются: состояние комплекса из 5-7 упражнений динамического характера, воздействующих на все группы мышц. Правильность выполнения упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность. Основным средством гимнастики до занятий являются комплексы гимнастических упражнений, но зарядка может дополняться упражнениями, способствующими решению конкретных задач, стоящих перед школой, в определенные периоды. Например, подготовкавсех школьников ко дню бега, массовому кроссу, конкурсы строевой подготовки и др.
Комплексы упражнений должны постоянно и постепенно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 мин.
Гимнастику до занятий следует проводить не только в первую,но и во вторую смену при двухсменном режиме работы школы. Для повышения интереса учащихся к гимнастике можно применять форму соревнований между классами на лучшее ее проведение.