Физкультурные праздники школьников

В существующей методической литературе и в периодической печати часто встречается, когда спортивные соревнования назы­вают праздниками спорта. Действительно, хорошо организован­ные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста физкультурные праздники – это нечто другое. Это комплексное мероприятие, включающее в себя сорев­нования, показательные выступления, конкурсы, викторины, игры и, самое главное, охватывающее всех учащихся школы.

Для праздника также характерны торжественные парады и це­ремонии открытия и закрытия, приглашение гостей. Все праздни­ки посвящаются историческим событиям или событиям жизни школы, и это накладывает отпечаток на характер их проведения, программу, содержание игр, конкурсов, викторин, массовых вы­ступлений.

К организации, составлению программы, подготовке и самому празднику надо привлечь практически всех учителей и учеников. В программу включаются упражнения и игры по предложению учеников. После составления программы разрабатывается подроб­ный сценарий его проведения. К разработке сценария привлека­ются культработники.

Далее за отдельными участниками подготовки и проведения праздника закрепляются ученики и педагоги. Например, под ру­ководством учителя рисования школьники оформляют места про­ведения праздника, придают им праздничный вид, готовят выставки, проводят конкурсы рисунка. Другая группа школьников при участии учителя физики радиофицирует места прове-дения праздника. Учитель труда организует бригаду по подготовке стягов, флажков, фотовитрин.

Примерный сценарий физкультурного праздника, посвященного Дню Победы (9 Мая).

10.45. На беговой, дальней от центральной трибуны дорожке празднично украшенного стадиона выстраиваются ученики школы по классам, одетые в спортивную форму для парада открытия. Возглавляет колонну группа знаменосцев (50 чел.). За ней следуют колонна чемпионов с кубками и вымпелами, самый спортивный класс. Коллектив каждого класса возглавляет физорг. Заключает парад колонна судей в специальной судейской форме с эмблемами и отличительными знаками.   

10.55. На центральную трибуну (или специально подготовленную для праздника) выходят директор школы, гости праздника, представители общественных организаций, учителя школы, шефы.

10.59. Звучат позывные праздника, и под первые звуки мелодии песни «День Победы» колонны начинают торжественный марш. Все участники выстраиваются на футбольном поле, на установленных местах (места участникам указываются до начала праздника).

11.10. Физорги классов подходят к микрофону, установленному у центральной трибуны, и сдают рапорт о выполнении обязательств классов по развитию физической культуры и готовности к началу праздника. К микрофону подходит гость праздника – участник Великой Отечественной войны, выпускник этой школы – и приветствует школьников.

Директор школы дает команду представителям лучшего спортивного клас­са поднять флаг праздника.

11.30. Начинается торжественный марш-парад колонн классов. Школьники проходят мимо центральной трибуны с песнями времен войны. Жюри опреде­ляет лучший класс по строевой подготовке и исполнению песни.

11.40. С противоположной центральной трибуне стороны дается старт соревнований велосипедистов с выбыванием (10 учеников). В это время у обоих футбольных ворот выстраиваются участники массовых художественно-спортив­ных выступлений. Проводятся массовые выступления.

12.00. На всех площадках, секторах, футбольном поле, оформленных красочными таблицами (для занесения результатов соревнований, игр, конкурсов, викторин), портретами чемпионов, лозунгами, призывами, флагами, начинаются подготовленные к празднику мероприятия. На местах соревнований поставлены палатки-раздевалки, работают буфеты, киоски со спортивной литера-турой, значками, марками.

У центральной трибуны на доступном для всех месте вывешен план-график мероприятий праздника с указанием времени и места проведения. Тут же, на местах проведения фрагментов, под центральной трибуной поставлены пьедесталы почета. О всех событиях участников праздника постоянно информирует по радио группа информации. Она же приглашает для участия в мероприятиях присутствующих. Центральные мероприятия проводятся на футбольном поле (финальные игры первенств и спартакиады, соревнования в массовых эстафе­тах, показательные выступления спортсменов школы и приглашенных).

Участниками конкурсов и викторин, игр и развлечений могут быть и гости.

Группа информации выпускает молнии-поздравления ученикам, достигшим рекордных результатов. Группа художников посвящает им дружеские шаржи. Жюри оценивает работу художников. Победителям посвящаются номера художественной самодеятельности. Награждение победителей осуществляется в ходе праздника. К награждению привлекаются почетные гости, руководство школы, родители. Гостями праздника являются обычно учащиеся соседних школ, жители микрорайона, села. Обязательным мероприятием праздника яв­ляются соревнования семей.

17.00. – построение участников для закрытия праздника. С короткой речью (5-7 мин) выступает директор школы. Он подводит первые итоги праздника, благодарит участников, обслуживающие группы, гостей. Опускается флаг празд­ника.

На следующий день после праздника проводится расширенное итоговое заседание оргкомитета, на котором даются анализ и оценка работы всех привлеченных к подготовке и проведению праздника. Отмечаются успехи и недостатки. Директор школы издает приказ, в котором поощряются лица, отличившиеся при подготовке и проведении праздника.        

Учитель физической культуры вместе с активом вывешивает красочно оформленные таблицы с результатами соревнований, конкурсов, игр. На фотомонтажах – фотографии победителей, отдельные фрагменты праздника, выписки из приказа директора по итогам праздника.

Организация и проведение физкультурных праздников школь­ников – это своеобразный экзамен школьного коллектива физкуль­туры. Но успешная сдача этого экзамена зависит от активной помощи администрации школы. В каждой школе такие праздники организо­вываются не более одного – двух раз в учебном году.

Будет полезно почитать по теме: