Дозирование нагрузки на уроке

Для урока физической культуры характерным является стро­гая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направлен­ность урока. Малые физические нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует опреде­ленного количества повторений. Наконец, воспитание физических качеств невозможно без предъявления высоких требований к ор­ганизму, что достигается правильной дозировкой нагрузки.

Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Дозирование нагрузки – изменение ее объема и ин­тенсивности.

Названные характеристики – это внешнее проявление нагрузки. Они используются при подготовке учителя к уроку. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Интегральным показателем реакции является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы –170-180 уд/мин (возможны случаи для хорошо подготовленных учащихся – и до 200 уд/мин). Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд/мин, и низкой – 110-130 уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной.

В процессе урока, особенно тренировочного, для решения задач воспитания выносливости, быстроты, силы учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления. Регламентировать нагрузку необходимо индивидуально в зависимости от реакции организма занимающихся.

Учитель должен стремиться не просто к повышению, а педагогически оправданному повы-шению нагрузки. Естественно, что в тренировочных уроках не обойтись без высокой нагрузки, но при обучении упражнениям она может стать по­мехой.

Нагрузка зависит также от суммарного количества выполнен­ной работы на уроке – объема и от интенсивности этой работы, поэтому ее показателем следует считать и плотность занятий.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции.

Интенсивность нагрузкихарактеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.

На каждом уроке выполняется много действий: двигательные, обслуживающие, умственные, отдых. Значимость их для решения задач физического воспитания разная, но все они необходимы, и нельзя при обсуждении эффективности работы учителя на уроке все сводить лишь к оценке двигательной активности детей. Необ­ходимо всесторонне оценить целесообразность тех или иных дей­ствий педагога, его усилия, направленные на обеспечение образовательного и воспитательного воздействия проведенного урока. В связи с этим все действия следует разделить на педагоги­чески оправданные и нецелесообразные. К педагоги­чески оправданным относятся выполнение физи-ческих упражнений, участие в демонстрации, участие во взаимообучении, слуша­ние педагога, наблюдение выполнения задания учителем и това­рищами, осмысливание воспринимаемого, планирование предстоя­щих действий, анализ выполнения движений, взаимоконтроль, оце­нивание, обсуждение, установка и перемещение снарядов, раздача и сбор инвентаря и учебных пособий, подготовка мест занятий, отдых.

Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометри­рованию и определению реакции организма на предложенную нагрузку .

Хронометри­рование –метод изучения спортивной деятельности с помощью исследования затрат времени на выполнение определенных заданий, различных компонентов соревновательной и тренировочной деятельности, элементов техники движений.

С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до кон­ца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготов-ленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели пульса того же ученика записываются в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй – на четвертой минуте, последний – после окончания урока.

Примерный протокол хронометража и пульсометрии урока дан в табл. 1. Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе – очередное действие.

Пульсометрия – измерение напряженности нагрузки с помощью регистрации пульса (частоты сердечных сокращений).

Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера.

В протоколе фиксируются все действия занимающихся (двига­тельные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесооб­разными. Например, в приведенном протоколе зафиксирована под­готовка прыжковой ямы перед началом прыжков в длину. В связи с этим было потеряно почти 2 мин времени, и, хотя вспомогатель­ные действия относятся к педагогически оправданно затраченно­му времени, в данном случае мы считаем его нецелесообразным (яма для прыжков должна быть подготовлена до начала урока).

 Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определя­ются сразу по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком «минус».

После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия. Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения времени, затраченного рационально (графы со знаком «+»)на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин).

.

Однако, определяя общую плотность, нельзя дать оценку пе­дагогическому мастерству учителя,его организаторским способностям.

Общая плотность– отношение времени, использованного на уроке, педагогически оправданного к общим затратам времени в нем.

Таблица1

Протокол хронометража и пульсометрии урока

Действие на уроке

Время окончания действия, мин

Преимущественно двигательная работа, мин

Преимущественно умственная работа, мин

Вспомогательные действия

Отдых, мин

Нецелесообразная трата времени, мин

Примечания

+

-

+

-

+

-

+

-

Построение, рапорт

2,45

 

 

 

 

1,45

 

 

 

1,00

 

Сообщение задач урока

3,05

 

 

0,20

 

 

 

 

 

 

 

Ходьба

4,30

0,50

0,30

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение задания

4,45

 

 

0,15

 

 

 

 

 

 

 

Бег с подниманием бедра, захлестом голени, чередуя с ходьбой

5,50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затянул подготовительную часть

Общеразвивающие упраж-нения в чередовании с ходьбой

11,25

5,05

0,20

 

 

 

 

 

 

 

Затянул подготовительную часть

Развод к местам занятий

12,05

 

 

 

 

0,20

0,20

 

 

 

Нет учебных карточек

Сообщение задания

13,12

 

 

0,30

0,37

 

 

 

 

 

Нерационально

Подготовка мест занятий

14,57

 

 

 

 

 

1,45

 

 

 

Яма не готова

Ожидание очереди

15,23

 

 

 

 

 

 

 

0,26

 

 

Прыжок в длину

15,39

0,16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидание очереди

15,55

 

 

 

 

 

 

 

 

1,16

Нет дополнительных заданий

Прыжок в длину

17,09

0,14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимообучение

17,53

0,44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидание очереди

18,18

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

 

Наблюдение за выполнением товарищем и осмысление

18,50

 

 

0,32

 

 

 

 

 

 

 

Прыжок в длину

19,05

0,15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение задания

19,20

 

 

0,15

 

 

 

 

 

 

Долго

… и так до конца урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разные учителя затрачивают неодинаковое время на уста­новку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др. Поэтому, кроме общей плотности заня­тия, определяют и его моторную (двигательную) плотность:

.

Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя.

В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности учителя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке.

Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Мотор­ная плотность в тренировочных уроках – 70-80%, в учебных – 50% и ниже.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями ор­ганизации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия.

Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важ­ные из них следующие:

1. Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимаю­щихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности при­влекается одновременно ограниченное количество детей.

2. Качество материальной базы. На уроке должны использо­ваться многопропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам.

3. Количество инвентаря. На уроках с использованием легко­атлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх – мячами, на соответствую­щих уроках – лыжами, коньками, клюшками и др.

4. Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом.

5. Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока.

6. Эффективная работа актива занимающихся по организации занятия, привлечение к этому временно освобожденных от урока учеников.

7. Краткость объяснений, замечаний, обсуждений, их совмещение с выполнением упражнений.

8.Широкое использование дополнительных заданий. Хронометрирование урока и его пульсометрию рекомендуется проводить учителю самостоятельно, особенно в начале своей педагогической деятельности. Это можно делать при помощи незанимающихся учеников. Полученные данные позволяют учителю быстрее избавиться от недостатков, приобрести опыт и совершенствовать положительные моменты своей работы.

Следует также помнить, что упражнения, требующие проявле­ния смелости, решительности, преодоления нежелания выполнять задание, повышают нагрузку на организм учащихся, что должен обязательно учитывать педагог.

После окончания урока величина ЧСС должна приближаться к исходной, но может оставаться и выше, если урок физической культуры стоит в расписании последним или после него предстоит удлиненная перемена.