Проблема социальной защиты населения в условиях безработицы и социальная защита населения

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется прави-тельство конкретной страны.

Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости, что активно используется в развивающихся странах.

Артур Пигу и его последователи считают, что корень зла – в высокой заработной плате, и предлагают:

- снизить заработную плату;

- разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы сопровождается ростом безработицы;

- государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (табл. 5.3). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Кейнс шутя говорил, что если по каким-то причинам отсутствует фронт работ, то можно закопать ассигнации и заставить искать их. Главное — занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие — потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Включается в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Таблица 5.3

Кейнсианская программа борьбы с безработицей

Тактические меры

Стратегические мероприятия

Организация государством
общественных работ

Государственные заказы частному сектору

Снижение учетной ставки процента

Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос. Речь идет об удешевлении кредита путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.

Кейнсианские программы успешно применялись после Второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.

Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе.

Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, то монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым — малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить.

Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективныйрынок — основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу. Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов. Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер.

Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Усилия правительства могут гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы является социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их социальных потребностей существовали уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественными атрибутами совместной жизни людей.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общественных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни – это, по существу, необходимая плата за  возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, ее наиболее неуязвимых слоев.

Необходимость создания этой системы обусловлена тем, что в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, и военных конфликтов, стихийных бедствий, и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

- государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

- всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

- социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения.

Таким образом, социальная защита – это система законодательных, социально-экономи-ческих и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Одним из самых важных вопросов является вопрос о способах финансирования. Оно может быть осуществлено двумя способами:

- за счет общих налоговых поступлений

- за счет целевых налогов, т.е. социальных взносов на социальное страхование

Исходя из источников финансирования, социальная защита населения осуществляется в виде социального страхования и социальной помощи.

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает.

Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. Поэтому страхование должно дополняться социальной помощью. Социальная помощь финансируется из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

- помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

- помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

- размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

- величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый размер помощи для всех получателей – наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако, непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду.

В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат.

Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства.

Социальная гарантия – совокупность социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод.

В современных условиях социальные гарантии ограничиваются социальной помощью малообеспеченным. Такая система помощи является по существу системой гарантии минимального дохода (ГМД). Система, существующая в странах переходной экономики, называется оценкой уровня дохода (ОУД). Здесь социальная  помощь не ставит своей задачей покрыть разницу между чертой бедности и действующим уровнем дохода. Она также не предполагает обязательных гарантий минимального дохода на уровне прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – уровень доходов, обеспечивающий приобретение набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном социально-экономическом уровне сложившихся потребностей населения. Он рассчитывается на одного человека в зависимости от пола и возраста (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Величина прожиточного минимума в РФ (руб)*

Период

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

I квартал

все население

1396

1719

2047

2293

трудоспособное население

1513

1865

2228

2502

Пенсионеры

1064

1313

1554

1747

Дети

1405

1722

2039

2259

II квартал

все население

1507

1804

2137

2363

трудоспособное население

1635

1960

2328

2588

Пенсионеры

1153

1383

1629

1793

Дети

1507

1795

2119

2313

III квартал

все население

1524

1817

2121

2396

трудоспособное население

1658

1980

2318

2629

Пенсионеры

1163

1387

1612

1816

Дети

1514

1799

2089

2336

IV квартал

все население

1574

1893

2143

2451

трудоспособное население

1711

2065

2341

2690

Пенсионеры

1197

1432

1625

1849

Дети

1570

1880

2113

2394

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уров-не потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Потребительская корзина – расчетный ассортимент продуктов и предметов потребления на одного человека или на семью, используемый для анализа и оценки качественных и количествен-ных показателей потребления (разнообразие, соответствие уровню потребностей, величина потре-бительского бюджета).

В законодательстве о прожиточном минимуме закладываются:

- принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

- подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

- примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом:

- научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

- фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

- социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;

- объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

Для определения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.

При определении потребительской корзины продукты питания и непродовольственные товары, входящие в минимальный набор, объединяются в группы.

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

- удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

- сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

- выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом. Для пенсионеров – с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания. Для детей – с учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0-6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7-15 лет).

Стоимость и структура минимального набора продуктов питания в РФ представлены на рис. 5.1 и в табл. 5.5.

Рис. 5.1. Структура стоимости минимального набора продуктов питания в РФ

Таблица 5.5

Стоимость минимального набора продуктов питания в РФ (руб.)*

Месяц

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

январь

784.28

936.71

1044.78

1116.6

1254.28

февраль

810.33

946.47

1065.97

1137.86

1281.5

март

826.52

944.02

1073.6

1142.33

1317.26

апрель

846.13

958.03

1091.06

1149.4

1353.89

май

876.16

995.4

1100.89

1150.88

1378.8

июнь

901.62

988.3

1115.38

1165.88

1398.3

июль

883.72

986.68

1116.75

1183.21

1401.3

август

851.45

955.08

1053.94

1163.9

1343.9

сентябрь

832.15

928.89

1026.19

1144.84

1297.1

октябрь

837.46

936.02

1033.88

1157.75

1296.4

ноябрь

859.66

965.96

1056.36

1182.49

1320.1

декабрь

891.13

1004.85

1081.15

1218.74

 

Уровень жизни – уровень потребления населения, характеризуется количественными и качественными показателями: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, квартирной платы, платы за транспортные услуги.

Индекс уровня жизнииндекс,характеризующий изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп, определяемый с учетом изменения как денежных доходов населения, так и цен на потребительские товары и услуги для населения.

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения России, представлены в табл. 5.6.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2005 г. по сравнению с соответ-ствующим периодом 2004 г., по оценке, увеличились на 7,5%, в январе-ноябре 2005 г. – на 9,1%.

Таблица 5.6

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения*

Показатель

Ноябрь
2005 г.

В % к

Январь-
ноябрь
2005 г.
в % к
январю-
ноябрю
2004 г.

Изменение показателя

ноябрю
2004 г.

октябрю
2005 г.

ноябрь 2004 г. % к

январь-
ноябрь
2004 г.
в % к
январю-
ноябрю
2003 г.

% к ноябрю
2003 г.

% к октябрю
2004 г.

Денежные дохо-ды (в среднем на душу населе-ния), рублей

8299

120,9

101,6

122,8

122,8

103,7

122,6

Реальные распо-лагаемые денеж-ные доходы

107,5

100,8

109,1

108,4

102,3

108,4

Среднемесячная начисленная за-работная плата одного работника:

номинальная

8875

124,9

102,0

123,3

116,5

102,0

123,5

реальная

112,2

101,3

109,3

104,3

100,9

111,5

 Качество жизни – социально-экономическая характеристика уровня потребления как материальных благ и услуг, так и удовлетворения духовных потребностей. В качество жизни входят также такие понятия, как здоровье, продолжительность жизни, экологические условия окружающей среды.

Будет полезно почитать по теме: