Проблема внешней задолженности России

Россия является одновременно должником и кредитором – это требует пояснения.

На долг бывших социалистических и развивающихся стран приходится 140 млрд долл. США. Основные заемщики – это Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ливия и др.; причем большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в СКВ.

Что касается роли должника, то Россия как правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам – СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов – взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Основную часть сегодняшнего внешнего долга РФ составляет именно задолженность СССР (40,3%, или 63,3 млрд долл. США, по состоянию на 01.07.2001 г.).

«Новый долг» Российской Федерации складывается в основном из кредитов международных финансовых организаций – МВФ и МБРР, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной политики в стране и сокращения бюджетного дефицита.

С начала 80-х гг. XX в. в связи с резким обострением проблемы внешней задолженности развивающихся стран существенно возросла роль Парижского и Лондонского клубов, заседания которых связаны теперь с решением проблемы внешних долгов бывших стран СЭВ (в частности, была урегулирована внешняя задолженность Польши и Венгрии) и бывших республик СССР, прежде всего России.

Россия, которая является не только крупным должником, но и одним из крупнейших кредиторов развивающихся стран, стала членом Парижского клуба осенью 1997 г., а первое соглашение с Парижским клубом было подписано еще в апреле 1993 г. В соответствии с этим соглашением Россия получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд долл., ограничившись выплатой лишь 2 млрд долл. процентных платежей. В апреле 1996 г. с кредиторами Парижского клуба было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга. Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба на 01.07.01 г. составляет 35,9 млрд долл. США.

Сегодня возрастает значение информационного влияния как инструмента решения политических, экономических, культурных, этнических, религиозных проблем в мире. Отсутствие профессиональной политической элиты, способной проводить такую политику, приводит к углублению политического кризиса. По мнению специалистов, проблема внешнего долга приобретает прежде всего информационный искусственный характер, а ее экономическая составляющая отходит на второй план. Действительно, внешний долг США превышает 2 трлн долл., даже Буш назвал его беспрецедентным, однако никто не подвергает сомнению жизнеспособность американской экономики. Российский же долг превращен в ключевую проблему. Причина в том, что Россия еще не может создать эффективный механизм защиты своих национальных интересов в мировой информационной среде.

Предлагается комплексное решение проблемы внешней задолженности:

-  за счет возврата средств, незаконно вывезенных за рубеж; по оценке экспертов, это примерно 500 – 700 млрд долл., которые хранятся в американских банках (в зарубежных банках ежегодно оседает от 15 до 17 млрд долл.);

-  нужно добиваться возврата денежных средств от должников России, это около 96 млрд долл.;

-  Россия должна привлечь на свою сторону мировое общественное мнение.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления авторитета России на международной арене. Это не только поможет выплатить внешние долги, но и создаст благоприятную почву для привлечения инвестиций в российскую экономику.