Рассмотрение заявки на изобретение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Общие положения

Система оформления прав на изобретения зародилась еще в позапрошлом веке. Сегодня она базируется на конкретных юридических процедурах, исторически оформившихся в относительно самостоятельные подсистемы, отличающиеся друг от друга объемом и глубиной проверки существа изложенных в заявочных материалах технических решений.

По времени первой сложилась подсистема оформления прав на изобретения, имеющая в основе так называемую явочную систему экспертизы. Эта система характеризуется тем, что патент выдается без квалификации заявленных технических решений на критерии патентоспособности. Экспертный орган рассматривает заявку в основном с позиций ее соответствия установленным в законе требованиям к оформлению заявочных материалов и правильности их технического составления.

Практически во всех странах, осуществляющих экспертизу заявок по явочной процедуре, орган, ответственный за рассмотрение заявочных материалов устанавливает:

- соответствие заявленного решения на предмет его соответствия требованиям публичного порядка, добрым нравам и т.п.;

- соответствие требованиям единства изобретения;

- соответствие требованиям, позволяющим отнести изобретение к категории секретных.

Полная проверка патентоспособности, условия которой сформулированы в патентных законах, в странах, использующих явочную систему экспертизы, составляет компетенцию судов и производится в случаях возникновения споров о действительности выданного патента. В указанной ситуации изобретение подвергается экспертизе на условии патентоспособности, но уже по инициативе суда. Это, однако, не исключает осуществления самостоятельной проверки изобретения на соответствие его требованиям патентоспособности силами самого заявителя. В этом случае последний может прибегнуть к услугам специализированных организаций, выпол-няющих на возмездной основе экспертизу изобретений. Примером такой организации может служить специализированный Патентный институт в Гааге.

Систему явочной процедуры сегодня применяют, в частности, Франция, Италия, Греция, Португалия, Бельгия, Египет, Испания, Колумбия.

В пользу явочной системы свидетельствуют следующие факты:

- небольшой сравнительно штат экспертов патентного ведомства;

- более сжатые сроки проведения экспертизы по сравнению с проверочным ее вариантом.

Поскольку явочная система исключает проведение патентным ведомством всесторонней экспертной оценки заявленного технического решения, то такое положение дел не полностью удовлетворяло промышленные круги, которые примерно в середине XIX в. вынуждены были искать выход из положения путем внедрения новой процедуры оформления прав на изобретения, в основу которой была положена проверочная система квалификации. Она стала основной в ряде ведущих промышленно развитых стран.

Основное содержание и смысл проверочной системы экспертизы состоит в установлении специальной процедуры квалификации заявленного предложения. Это достигается путем специальной оценки формальных и сущностных признаков технического решения исходя из соответствия его критериям патентоспособности, сформулированным в национальных патентных законах.

Объем и глубина экспертных оценок в разных странах, как и в рамках явочной системы, далеко не одинаковы. Кроме того, существенные отличия имеются и в процедуре прохождения заявки в патентных ведомствах. Различают закрытую, (американскую) экспертизу и открытую (европейскую).

Та и другая, в свою очередь, могут быть одноступенчатой или двухступенчатой.

По схеме закрытой экспертизы материалы заявки хранятся в секрете до вынесения положительного решения и публикации сведений о выданном патенте.

По схеме открытой экспертизы патентные ведомства выкладывают заявки по истечении установленного срока и тем самым прибегают к привлечению третьих лиц, не беря на себя целиком решение вопроса о патентоспособности изобретения, а как бы полагаясь на экспертные знания конкурентов заявителя. Такой подход дает возможность повысить качество экспертизы и уменьшить число конфликтных ситуаций после выдачи охранного документа.

Закрытую систему экспертизы, принятую, например, в США и Канаде, принято относить к одноступенчатой в силу характерных особенностей делопроизводства по заявке, предполагающего участие в нем только заявителя и эксперта.

Двухступенчатая система экспертизы характерна для стран с германским и английским типом законодательства (Австрия, Скандинавские страны, Индия, Новая Зеландия). Здесь производство по заявке включает в себя две стадии. На первой из них заявка подвергается проверке по системе одноступенчатой экспертизы. По заявке, прошедшей такую экспертизу, выносится решение о ее акцепте. После этого она выкладывается для всеобщего ознакомления, в определенный период которого третьи лица вправе подавать мотивированные возражения по существу заявленного предложения. На второй стадии патентное ведомство проводит процедуру по возражениям, результаты которой учитываются при вынесении окончательного решения. Заявителю дано право на ознакомление с поступающими возражениями с целью предоставления по ним соответствующих пояснений. Возможность опротестования заявок широко используется на практике, поскольку производство по возражениям осуществляется быстрее и с меньшими затратами, чем судебное разбирательство дел о недействительности патентов.

Несмотря на достоинства, обусловленные высоким качеством проводимой экспертизы, проверочная система квалификации изобретений обладает рядом существенных недостатков, заключающихся в том, что, во-первых, это дорогостоящая процедура и, во-вторых, это достаточно длительная процедура, уменьшающая экономическую и техническую ценность изобретения в силу значительного срока прохождения заявочных материалов.

Поэтому следующим направлением оформления прав на изобретения, закономерно вытекающим из предшествующих и носящих качественно иной характер, следует считать зарождение и становление в рамках проверочной системы новой процедуры квалификации технических решений, в основу которой положена отсроченная экспертиза заявок на изобретения.

Процедура отсроченной экспертизы в значительной степени сняла присущие классической проверочной системе недостатки.

Существо отсроченной экспертизы заявок на изобретения состоит в следующем. Поступившая в патентное ведомство заявка подвергается проверке только с точки зрения ее соответствия формально установленным требованиям. Квалификация заявленного предложения по существу содержащихся в нем притязаний на патент не проводится автоматически в порядке поступления, как это делается при обычной проверочной схеме. Чтобы была проведена экспертиза заявки на соответствие ее условиям патентоспособности, заявитель либо третье лицо должны, уплатив пошлину, подать ходатайство о рассмотрении заявки. Указанное ходатайство может быть подано в течение определенного законом срока с момента подачи заявки либо ее публикации. Этот срок в разных странах не одинаков и варьируется в пределах от 6 месяцев с даты публикации заявки в Великобритании до 7 лет со дня подачи заявки в Нидерландах и Германии.

Таким образом, существо отсроченной экспертизы заключается в том, что исследование патентоспособности заявленного изобретения откладывается на установленный законодателем срок, который предоставляется заявителю для более полного изучения вопроса о целесообразности его практической реализации.

С целью своевременного доведения содержания изобретения до предпринимательских кругов и иных заинтересованных лиц предусматривается публикация заявки в официальных изданиях патентных ведомств и (или) выкладка материалов заявки, как правило, через 18 месяцев с даты приоритета.

Изобретение, описанное в опубликованной или выложенной заявке, пользуется временной правовой охраной — специальным правовым инструментом, востребованным практикой как средство, компенсирующее последствия недобросовестных действий третьих лиц, осуществленных им до возникновения полной охраны, подтвержденной патентом.

Необходимо отметить, что процедура отсроченной экспертизы заявок на изобретение не является застывшей. Она со временем изменяется, приобретая особенности, вызванные требованиями патентной практики.

С принятием Патентного закона РФ в России была введена национальная модель отсроченной экспертизы заявки на изобретения, которая в существенных моментах совпадает с аналогичными схемами квалификации заявок, используемыми во многих странах мира.

Эта модель и положена в основу российской системы оформления прав на изобретения, которая нормативно регламентирована в разд. V Патентного закона РФ и Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение.

Как и в других странах, использующих отсроченную экспертизу заявок, процедура получения патента включает в себя ряд имеющих самостоятельное значение этапов, а именно:

- проведение формальной экспертизы заявки;

- экспертизу заявки по существу;

- регистрацию изобретения и выдачу патента.

Рассмотрим указанные этапы подробнее.