Особенности предоставления правовой охраны секретным изобретениям. Общие положения

Проблема регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с предоставлением правовой охраны секретным изобретениям, является одной из объективно существующих проблем патентного права. Ее существо связано, с одной стороны, со значительной ролью, которую играет институт патентной охраны, призванный в интересах патентообладателя и национальной экономики распространять информацию о созданном изобретении и стимулировать условия его использования. С другой стороны, порядок регулирования отношений в области охраны государственной тайны направлен на то, чтобы сохранить в секрете информацию о достигнутых результатах в отдельных отраслях науки и техники; Указанные аспекты вступают между собой в противоречие, которое в той либо иной степени получает разрешение, как правило, в национальных актах патентного законодательства. При этом арсенал правовых средств процедурного характера, используемый законодателями разных стран для целей разрешения указанного противоречия, практически одинаков и продиктован прежде всего интересами государства и некоторых его структур, не заинтересованных в преждевременном раскрытии но-вых технических решений.

В указанный арсенал обычно входят процедуры отнесения изобретений к категории секретных, порядок периодического рассмотрения возможности открытого применения засекреченного технического решения, порядок рассекречивания изобретений, порядок компенсации ущерба, причиненного заявителю в результате признания заявленного изобретения секретным.

Патент, как известно, является охранным документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право на использование изобретения. Ключевым элементом содержания прав, вытекающих из патента, является исключительное право на использование запатентованного технического решения.

Посредством исключительного права, принадлежащего обладателю патента, третьи лица юридически отстраняются от несанкционированных патентообладателем актов реализации изобретения. Возможность юридического отстранения (исключения) третьих лиц от использования изобретения является важнейшей функцией исключительного права. А юридически отстранять от использования можно лишь в том случае, когда известен предмет использования, т.е. запатентованное техническое решение». Если указанное решение никому не известно, т.е. имеет место фактическое отстранение (исключение) от использования, то нет никакого смысла вводить режим исключительных прав, поскольку уже реализован механизм исключения от доступа к техническому решению.

Фактическая и юридическая монополии в отношении одного и того же технического решения несовместимы, ибо одна исключает другую. Там, где применяется механизм фактической монополии, нет места для применения монополии юридической, и наоборот.

Тем не менее по критерию выдачи патентов на секретные изобретения можно выделить три группы стран:

- страны, в которых патент не выдается (Великобритания, Франция);

- страны, в которых выдача патента откладывается либо приостанавливается (Нидерланды, США, Канада, Италия);

- страны, в которых патент выдается (Германия, Австрия, Индия, Греция, Дания, Россия).