Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений

Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение осуществляется в порядке, установленном разд. IV Закона РФ «О государственной тайне». Указанные действия представляют собой регламентированную процедуру изменения либо снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на распространение сведений о секретном изобретении и на доступ к документам заявки и патенту на секретное изобретение.

Статья 13 Закона РФ «О государственной тайне» содержит два исчерпывающих основания, по которым изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:

- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Действующим законодательством о государственной тайне сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекречиванию. Это требование обращено к органам государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Указанные органы обязаны периодически, но не реже чем каждые пять лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, учреждениях и иных организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной paнее степени секретности.

Правом изменения действующих в органах государственной власти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих перечней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией. Поэтому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия подобного согласования.

Граждане, организации и органы государственной власти РФ вправе обращаться в уполномоченные органы государственной власти, а также в учреждения и иные организации с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. К числу лиц, наделенных указанным правом, относятся и обладатели патентов на секретные изобретения.

Органы и организации, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они неправомочны решать вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную ответственность в соответствии с КоАП.

Под рассекречиванием документов заявок и патентов на секретные изобретения следует понимать снятие ранее присвоенных им грифов секретности и введенных ограничений на доступ к ним, если они не содержат информации, находящейся в режиме государственной тайны, а также в связи с изменением объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита содержащихся в них сведений нецелесообразна.

Документы заявок и патенты на секретные изобретения как носители сведений, находящихся в режиме государственной тайны, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти или организации перечня, на основании которых они были засекречены.

Руководители органов государственной власти, организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Рассекречивание носителя секретной информации может быть полным или частичным.

Под полным рассекречиванием понимается рассекречивание носителя информации, при котором он становится несекретным в полном объеме.

Под частичным рассекречиванием понимается рассекречивание носителя информации, при котором несекретной становится его определенная часть, но в целом носитель остается секретным. При этом должно соблюдаться правило о носителе, содержащем составные части с различными степенями секретности, согласно которому каждая из составных частей должна иметь гриф секретности, соответствующий тому грифу, который присваивается его составной ча-сти, имеющей для данного носителя высшую степень секретности.

Статьей. 304 Патентного закона РФ предусмотрен ряд дополнительных процедурных моментов, связанных с движением патентных документов при изменении степени секретности и рассекречивании изобретений.

Так, при повышении степени секретности изобретения федеральный орган по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, делопроизводство по которой к моменту повышения степени секретности не завершено федеральным органом по интеллектуальной собственности, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который рассматривал заявку.

При рассекречивании изобретения в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на секретное изобретение в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, делопроизводство по которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется федеральным органом по интеллектуальной собственности.