Экспертиза заявки на изобретение по существу

Экспертиза заявки по существу содержащихся в ней притязаний является, как, впрочем, и формальная экспертиза, административной процедурой, жестко регламентированной нормами патентного законодательства. Содержанием экспертной процедуры являются следующие действия экспертного органа:

- установление приоритета изобретения;

- проверка представленной заявителем формулы изобретения на соответствие ее установленным требованиям;

- проверка дополнительных материалов на соответствие их установленным требованиям;

- информационный поиск в отношении изобретения, охарактеризованного в формуле, для определения уровня техники и проверка соответствия заявленного изобретения установленным условиям патентоспособности с принятием решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента либо о признании заявки отозванной.

Экспертиза заявки по существу проводится не автоматически, а при наличии ряда условий. Эти условия сформулированы в ст. 21 Патентного закона и конкретизированы в подп. 19.2 Правил.

Первым условием проведения экспертизы заявки по существу является прохождение заявкой этапа формальной экспертизы с положительным результатом.

Вторым условием выступает подача заявителем или третьим лицом ходатайства о проведении экспертизы по существу. При этом указанное ходатайство может быть подано в течение трех лет с даты подачи заявки с возможностью продления не более чем на два месяца по ходатайству заявителя, поданному до истечения трех лет с даты подачи заявки.

И, наконец, третьим условием является представление вместе с ходатайством о проведении экспертизы по существу документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере. Если заявитель имеет право на уплату патентной пошлины в размере, меньшем установленного, на отсрочку от уплаты или на освобождение от уплаты такой пошлины, то одновременно с подачей ходатайства о проведении экспертизы представляется соот-ветствующий документ. Размер пошлины за проведение экспертизы заявки по существу в отношении одного изобретения равняется 900 руб. и дополнительно 720 руб. за каждый независимый пункт формулы изобретения свыше одного. В иностранной валюте эта пошлина взимается в размере 300 долларов США и дополнительно 240 долларов за каждый пункт формулы свыше одного.

Установление приоритета изобретения. Изобретение как техническое решение задачи может быть создано независимо друг от друга двумя или даже несколькими лицами, но право на его использование, а также право авторства должны иметь одного обладателя. В этой связи возникает проблема установления первенства в решении той или иной конкретной задачи. Такое первенство в условиях принципиальной повторяемости технических решений определяется по специальным правилам установления приоритета изобретения. Указанные правила сформулированы законодательством в ст. 19 Патентного закона РФ и конкретизированы в подп. 19.3 Правил.

Согласно ст. 19 Патентного закона РФ приоритет изобретения устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дата подачи заявки определяется в соответствии с п. 18.7 Правил. Закон регламентирует особенности установления приоритета:

- по более ранней дате, чем дата подачи заявки;

- по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке;

- по дате подачи более ранней заявки того же заявителя;

- по выделенной заявке.

Специальные правила предусмотрены также для установления:

- конвенционного приоритета;

- нескольких приоритетов.

При испрашивании заявителем приоритета изобретения по дате, более ранней, чем дата заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности, экспертный орган устанавливает соблюдение заявителем условий, сформулированных в п. 2-6 ст. 19 Патентного закона РФ. При этом проверка соблюдения условия раскрытия заявленного изобретения в материалах, являющихся основанием для испрашивания приоритета, проводится только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет связана с установлением патентоспособности заявленного технического решения.

При испрашивании приоритета изобретения по дате поступивших дополнительных материалов к ранее поданной заявке, если они оформлены в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока с даты получения заявителем уведомления о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, экспертный орган проверит соблюдение следующих условий:

- подачу заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем первой заявки или его правопреемником в течение трех месяцев с получения заявителем уведомления о невозможности принятия во внимание дополнительных материалов;

- не отозвана ли или не признана отозванной до даты подачи заявки, по которой испрашивается приоритет, та заявка, к которой поданы дополнительные материалы, являющиеся основанием для испрашивания приоритета.

При испрашивании приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя, которая раскрывает это изобретение и не является отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается такой приоритет, если заявка подана не позднее двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки, экспертный орган проверяет соблюдение следующих условий:

- подачу заявки, по которой испрашивается приоритет, заявителем более ранней заявки или его правопреемником в течение двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки на изо-бретение или в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель;

- не испрашивается ли приоритет изобретения или полезной модели по ранее поданной заявке, более ранний, чем дата подачи данной заявки;

- не отозвана ли или не признана отозванной до даты подачи заявки, по которой испрашивается приоритет, ранее поданная заявка.

Указанные выше условия должны быть соблюдены и в случае испращивания приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок.

При подаче заявки с испращиванием приоритета по дате подачи более ранней заявки того же заявителя последняя признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

Приоритет изобретения по выделенной заявке устанавливается по дате подачи тем же заявителем первоначальной заявки, раскрывающей это изобретение, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке — по дате этого приоритета, если на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной и подача выделенной заявки осуществлена до того, как исчерпана установленная законом возможность подачи возражений против решения об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента.

При испрашивании заявителем приоритета изобретения по выделенной заявке экспертный орган проверяет соблюдение следующих условий:

- подачу выделенной заявки заявителем первоначальной заявки или его правопреемником до принятия по первоначальной заявке на изобретение или на полезную модель решения об отказе в выдаче патента, возможность подачи возражения на которое исчерпана, или до даты регистрации изобретения или полезной модели в соответствующем Государственном реестре РФ в случае принятия по первоначальной заявке решения о выдаче патента;

- не отозвана ли или не признана отозванной до даты подачи выделенной заявки первоначальная заявка.

При соблюдении указанных условий приоритет изобретения устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке — по дате этого приоритета. Если первоначальная заявка является конвенционной, то датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если имеется соответствующая просьба заявителя.

Приоритет изобретения может быть установлен по дате подачи первой заявки в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета, обязан сообщить об этом в федеральный орган по интеллектуальной собственности и представить заверенную копию первой заявки не позднее шестнадцати месяцев с даты ее подачи в патентное ведомство государства — участника Парижской конвенции.

При испрашивании заявителем конвенционного приоритета экспертным органом проверяется соблюдение следующих условий:

- факт подачи в федеральный орган по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет, заявителем первой заявки в государстве — участнике Парижской конвенции или его правопреемником не позднее двенадцати месяцев с даты подачи первой заявки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца, если по не зависящим от заявителя обстоятельствам он не мог быть соблюден;

- представление ходатайства об установлении конвенционного приоритета не позднее шестнадцати месяцев с даты подачи заявки в зарубежное патентное ведомство;

- представление заверенной копии первой заявки не позднее шестнадцати месяцев с даты ее подачи в зарубежное патентное ведомство;

- факт подачи заявителем ходатайства о восстановлении права приоритета с указанием зарубежного ведомства, в которое направлен запрос копии первой заявки и даты его отправления, свидетельствующий, что такой запрос направлен до истечения четырнадцати месяцев с даты подачи первой заявки;

- соблюдение заявителем шестнадцатимесячного срока с даты подачи первой заявки для подачи ходатайства о восстановлении права приоритета и двухмесячного срока с даты получения копии из зарубежного патентного ведомства для представления ее в федеральный орган по интеллектуальной собственности.

В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов, в зависимости от указанных им оснований для испрашивания таких приоритетов (конвенционный приоритет, приоритет по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке, приоритет по дате подачи более ранней заявки этого же заявителя, приоритет по выделенной заявке) экспертным органом проверяется соблюдение соответствующих условий, необходимых для установления того либо иного из приоритетов. В частности, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя, а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, -— по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке, то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте.

Если заявителем при испрашивании нескольких приоритетов не разделены их даты по пунктам многозвенной формулы изобретения, заявителю предлагается указать, каким пунктам формулы соответствуют даты испрашиваемого приоритета. При этом заявитель уведомляется о том, что в случае непредставления соответствующих сведений в отношении всех пунктов формулы устанавливается приоритет по наиболее поздней дате.

В том случае, когда после установления приоритета заявителем представлена измененная формула изобретения, проводится повторная проверка наличия оснований для установления испрашиваемого приоритета.

Согласно п. 7 ст. 19 Патентного закона РФ в случае, если в процессе экспертизы установлено, что разными заявителями поданы заявки на идентичные изобретения и также заявки имеют одну и ту же дату приоритета, патент на изобретение может быть выдан только по одной из таких заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями. В случае, если такие заявки поданы одним и тем же заявителем, патент выдается по той заявке, которая избрана заявителем.

Созаявители обязаны сообщить о достигнутом ими соглашении в федеральный орган по интеллектуальной собственности в течение двенадцати месяцев с даты получения соответствующего уведомления. В случае, если в течение установленного срока от заявителей не поступит указанное сообщение либо ходатайство о продлении срока, заявки признаются отозванными.

При выдаче патента по одной из выбранных заявителями заявок все авторы, указанные в заявках на идентичные изобретения, признаются соавторами изобретения.

При совпадении дат приоритета изобретения и идентичной ему полезной модели по заявкам одного и того же заявителя после выдачи патента по одной из таких заявок выдача патента по другой заявке возможна только при условии подачи в федеральный орган по интеллектуальной собственности заявления обладателя ранее выданного патента о прекращении действия патента в отношении идентичного изобретения или идентичной полезной модели. Действие ранее выданного патента в отношении идентичного объекта прекращается с даты публикации сведений о выдаче патента по другой заявке. При этом публикация сведений о выдаче патента по заявке на изобретение или полезную модель и публикация сведений о прекращении действия ранее выданного патента в отношении идентичного объекта осуществляются одновременно.

Проверка представленной заявителем формулы изобретения. Проверка формулы изобретения в процессе проведения экспертизы по существу осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной подп. 19.4 Правил. Объектом проверки является формула изобретения, принятая к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если она изменялась заявителем после формальной экспертизы, то в отношении измененной формулы. В том случае, когда при проведении формальной экспертизы заявки было установлено нарушение требования единства изобретения и заявитель в установленный срок сообщил, какое изобретение подлежит рассмотрению, проверка проводится в отношении формулы этого изобретения.

Если такое сообщение в установленный срок от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении изобретения, указанного в формуле первым.

Проверка формулы изобретения включает:

- установление наличия в ней существенных признаков заявленного изобретения, совокупность которых достаточна для получения указанного заявителем технического результата;

- проверку выраженности признаков изобретения в форме, обеспечивающей возможность понимания специалистом уровня техники;

- выявление в формуле признаков, необходимых только для получения результата, не являющегося техническим, либо (для изобретения, характеризуемого с привлечением признаков программы для ЭВМ или используемого в такой программе алгоритма) результата, который не может быть признан относящимся к средству, воплощаемому в изобретение, с учетом требований, предъявляемых действующими правилами к техническому результату;

- проверку основанности формулы изобретения на его описании и подтверждения объема правовой охраны, определяемого формулой и описанием;

- проверку правомерности применения использованной заявителем степени обобщения при характеристике признаков, включенных в формулу изобретения.

Если в заявке приведена однозвенная формула или многозвенная формула с одним независимым пунктом, проводится проверка его соответствия установленным требованиям, в частности, относимости его только к одному изобретению (за изъятиями, установленными подп. 2 п. 3.3.2.4 Правил).

Если заявителем предложена многозвенная формула, содержащая несколько независимых пунктов, проводится анализ каждого из них совместно с подчиненными им зависимыми пунктами, если таковые имеются. Устанавливается также, представляют ли изобретения, включенные в независимые пункты, группу изобретений, образующих единый изобретательский замысел.

Если при анализе представленной заявителем формулы изобретения установлено, что она составлена с нарушением действующих правил, но эти нарушения не препятствуют проверке патентоспособности заявленного технического решения, то все вопросы, связанные с корректировкой формулы, выясняются с заявителем после получения предварительного вывода о патентоспособности изобретения, охарактеризованного такой формулой.

Проверка дополнительных материалов на соответствие их установленным требованиям.

Согласно п. 1 ст. 20 Патентного закона РФ заявитель имеет право внести в документы заявки на изобретение исправления и уточнения без изменения сущности заявленного технического решения до принятия по этой заявке решения о выдаче патента на изобретение либо решения об отказе в выдаче патента.

Проверка дополнительных материалов, представленных заявителем и содержащих соответствующие исправления и уточнения, производится в соответствии с п. 20 Правил.

Дополнительные материалы, предусматривающие внесение изменений в документы заявки, могут представляться:

- по инициативе заявителя;

- по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

При решении вопроса о том, относятся ли изменения документов заявки к внесенным по инициативе заявителя, экспертный орган руководствуется следующими правилами:

- изменения документа заявки, представленные заявителем как после получения им какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, так и без получения такого сооб-щения, не считаются внесенными по инициативе заявителя, если эти изменения направлены на устранение нарушения требования к документу заявки, допущенного при его подготовке; — изменения документа заявки, представленные после получения заявителем какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, не считаются внесенными по инициативе заявителя, если эти изменения связаны с содержанием такого письменного сообщения экспертизы.

Все иные изменения документов заявки, представленные заявителем как после получения им какого-либо письменного сообщения экспертизы, в том числе запроса, так и без получения такого сообщения, являются изменениями документов заявки по инициативе заявителя.

В отношении дополнительных материалов, представленных заявителем по запросу федерального органа по интеллектуальной собственности, проверяется соблюдение заявителем установленных сроков их представления. Если установлено, что заявитель представил дополнительные материалы с нарушением установленных сроков и эти сроки не продлевались, принимается решение о признании заявки отозванной.

При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу федерального органа по интеллектуальной собственности и принятых к рассмотрению, экспертным органом проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного изобретения. Дополнительные материалы изменяют сущность заявленного изобретения, если они содержат признаки, подлежащие включению в формулу изобретения и отсутствующие на дату подачи заявки в описании, а также в формуле изобретения в случае, если заявка на дату ее подачи содержала формулу изобретения. Признаки считаются подлежащими включению в формулу изобретения не только в том случае, когда они содержатся в представленной заявителем уточненной формуле, но и когда заявитель лишь указывает на необходимость включения в формулу таких признаков.

Если на дату подачи заявки признак изобретения был выражен в документах заявки общим понятием без раскрытия частных форм его выполнения, то представление такой формы выполнения в дополнительных материалах с отнесением ее к признаку, подлежащему включению в формулу изобретения, является основанием для признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленного изобретения.

Признаки, упомянутые на дату подачи заявки в описании изобретения лишь в отношении уровня техники, в том числе и прототипа изобретения, не относятся к признакам заявленного изобретения, содержащимся на указанную дату в документах заявки.

Если заявленное изобретение относится к применению продукта или способа по определенному назначению, то изменяющими сущность признаются дополнительные материалы, содержащие указанные назначения применяемого объекта и (или) иных признаков, используемых для характеристики этого объекта, отсутствующих на дату подачи заявки в описании, а также в формуле, если она содержалась на дату подачи.

В случае признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленного технического решения заявителю сообщается о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведения послужили основанием для подобного вывода. При этом дальнейшее рассмотрение заявки продолжается в отношении представленной в этих дополнительных материалах формулы изобретения, но без учета признаков, не раскрытых на дату подачи заявки в описании, а также в формуле, если она содержалась в заявке на дату ее подачи.

В том случае, когда в дополнительных материалах содержится формула изобретения, измененная заявителем, устанавливается, включает ли эта формула иное изобретение, по сравнению с формулой, в которую вносились изменения.

Измененная формула признается содержащей иное изобретение в случаях:

- включения в формулу дополнительного независимого пункта;

- замены родового понятия, отражающего назначение, другим, неравнозначным, не пересекающимся и не находящимся в отношении подчинения понятиям;

- изменения указания вида объема изобретения (устройства, способа, вещества и т.п.), если не выполнено условие, при котором вновь указанный вид в большей степени соответствует характеру признаков, содержащихся в формуле изобретения, в которую вносились изменения.

Информационный поиск и проверка соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности. Проведение информационного поиска осуществляется в порядке, установленном п. 22 Правил. Целью информационного поиска является определение уровня техники, в сравнении с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня заявленного изобретения.

Информационный поиск проводится в отношении неотозванных и не признанных отозванными заявок, прошедших этап формальной экспертизы с положительным результатом:

- при экспертизе заявки по существу;

- по ходатайству заявителя или третьего лица. Информационный поиск не проводится в отношении объектов, не являющихся изобретениями и не признаваемыми патентоспособными в смысле положений п. 2 и 3 ст. 4 Патентного закона РФ.

Информационный поиск проводится в отношении изобретения, которое охарактеризовано в принятой к рассмотрению формуле изобретения, с учетом описания и чертежей в случае необходимости толкования терминов, используемых в формуле изобретения.

В ходе информационного поиска, который проводит федеральный орган по интеллектуальной собственности, устанавливается объем информации, противопоставляемой заявленному изобретению. Поиск осуществляется с ретроспективой, где это возможно, с 1920 г. Примерный перечень документов, анализируемый в ходе проведения информационного поиска, закреплен в подп. 2 п. 22.4 Правил. В него, в частности, включены:

- официальные бюллетени федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также бывшего патентного ведомства СССР (Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий);

- описания к охранным документам СССР и Российской Федерации;

- описания к евразийским патентам;

- заявки на выдачу патентов РФ на изобретения и патентов и свидетельств РФ на полезные модели, доступные для ознакомления третьих лиц;

- опубликованные заявки на выдачу евразийских патентов;

- патентная документация США, Великобритании, Германии, ФРГ, Франции, Японии (в объеме рефератов на русском и английском языках), Швейцарии (на французском и немецком языках), Австрии, Австралии и Канады, а также патентная документация Европейского патентного ведомства, ВОИС, Африканской организации интеллектуальной собственности и Аф-риканской региональной организации промышленной собственности;

- непатентная литература по списку, опубликованному международным бюро ВОИС, с ретроспективой не менее пяти лет. В объем информационного поиска, кроме того, могут быть включены любые общедоступные документы.

При проведении информационного поиска при экспертизе заявки по существу в объем поиска для целей проверки новизны заявленного изобретения включаются также при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели (к заявкам, поданным в Российской Федерации, приравниваются заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР на изобретения, по которым в установленном порядке поданы ходатайства о выдаче патентов Российской Федерации, и международные заявки, по которым установлена дата международной подачи и в которых со-держится указание СССР или Российской Федерации в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а также евразийские заявки, преобразованные в российские националь-ные заявки в соответствии со ст. 16 Евразийской патентной конвенции), кроме тех отозванных заявителем не позднее даты регистрации изобретения, с документами которых не вправе ознакомиться любое лицо, а также запатентованные в РФ изобретения, полезные модели и изобретения, запатентованные в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, независимо от того, опубликованы ли сведения о них на дату приоритета заявки, по которой проводится информационный поиск.

Согласно абз. 5 п. 7 ст. 21 Патентного закона РФ по истечении шести месяцев с даты начала экспертизы заявки на изобретение по существу заявителю направляется отчет об информационном поиске, если по такой заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки, и ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки. Срок направления заявителю отчета об информационном поиске может быть продлен федеральным органом по интеллектуальной собственности, если выявлена необходимость запроса в других организациях источника информации, отсутствующего в фондах федерального органа, или заявленное изобретение охарактеризовано таким образом, что это делает невозможным проведение поиска в установленном порядке. О продлении срока направления отчета заявитель уведомляется.

В отчете об информационном поиске указываются:

- номер заявки, по которой проведен информационный поиск;

- дата подачи заявки;

- индекс рубрики МПК, установленный при классифицировании заявленного изобретения;

- название изобретения, в отношении которого проведен информационный поиск;

- индекс рубрики МПК, характеризующий область поиска;

- приводимые в виде библиографических данных ссылки на документы, на их конкретные части, относящиеся к предмету поиска;

- индексы категории релевантности приведенных ссылок, указанные в соответствии со стандартом ВОИС ST. 14. Особо отмечаются поданные в РФ заявки на изобретения и полезные модели, имеющие индекс категории релевантности X, с документами которых на дату завершения информационного поиска не вправе ознакомиться любое лицо;

- дата завершения информационного поиска.

Копии документов, указанных в отчете об информационном поиске, за исключением копий заявок, сведения о которых не доступны для ознакомления любого лица, при условии соответствующей оплаты могут быть предоставлены заявителю и третьим лицам. Любое лицо может получить копию отчета о проведении по заявке информационного поиска также при условии соответствующей оплаты.

Проверка соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности заключается в исследовании экспертным органом вопроса о том, отвечает ли представленное заявителем техническое решение всем установленным законом критериям, а именно — промышленной применимости, новизны и изобретательского уровня. При этом исследование осуществляется в указанной последовательности. В отношении изобретения, для которого установлено несоответствие условию промышленной применимости, проверка новизны и изобретательского уровня не проводится.

Экспертный орган в процессе исследования заявленного технического решения по критериям патентоспособности может запросить у заявителя дополнительные материалы, в том числе измененную формулу изобретения. Запрос направляется заявителю в случае, если без указанных материалов невозможно провести экспертизу заявки по существу.

Основаниями для запроса согласно подп. 19.6 Правил могут являться, в частности, следующие обстоятельства:

- необходимость выяснения вопросов, связанных с правильностью уплаты патентной пошлины;

- необходимость уточнения формулы изобретения по результатам ее проверки на предыдущей стадии исследования (подп. 19.4 Правил);

- необходимость решения вопросов, связанных с проверкой патентоспособности заявленного изобретения (подп. 19.5 Правил);

- необходимость уточнения формулы изобретения по результатам проверки патентоспособности заявленного изобретения;

- необходимость решения вопросов, связанных с рассмотрением заявок на идентичные изобретения или изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета.

Запрос направляется и в случае, когда в отношении изобретения получен вывод о патентоспособности, но заявитель возражает против исключения из формулы:

- признака, не обеспечивающего возможность его понимания специалистом исходя из существующего уровня техники;

- нового пункта, предложенного заявителем после подачи заявки и не принятого во внимание на основании правил по проверке дополнительных материалов.

Запрос может быть направлен заявителю столько раз, сколько необходимо для надлежащего рассмотрения заявки.

Решение о выдаче патента и решение об отказе в выдаче патента. Согласно абз. 2. п. 8 ст. 21 Патентного закона РФ в случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, принимается решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой, в котором указывается дата приоритета изобретения.

При имеющихся в описании и (или) чертежах недостатков, о необходимости устранения которых заявитель в установленном порядке не уведомлялся, ему может быть предложено представить уточненное описание и (или) чертежи в двухмесячный срок с даты такого предложения. При этом заявитель уведомляется, что, если такой срок является для него недостаточным, он может до истечения этого срока сообщить о другом, но не превышающем шести месяцев с даты получения предложения срока, в течение которого он представит уточненные описание и (или) чертежи.

При подготовке решения о выдаче патента из текста описания исключаются устраненные заявителем недостатки, а также недопустимые элементы, если это не сделано заявителем. В том случае, когда предложенная заявителем формула изобретения содержит ошибки в орфографии, пунктуации и тому подобном, в нее вносятся соответствующие исправления.

Согласно абз. 3. п. 8 ст. 21 Патентного закона РФ в случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено несоответствие заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, условиям патентоспособности, принимается решение об отказе в выдаче патента.

При установлении несоответствия заявленного изобретения хотя бы одному условию патентоспособности заявителю направляется уведомление, в котором излагаются основания, послужившие причиной для такого вывода. Кроме того, заявителю сообщается, что он вправе в течение шести месяцев с даты направления уведомления представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам. Эти доводы принимаются во внимание при подготовке решения по результатам экспертизы по существу.

По истечении указанного срока принимается решение об отказе в выдаче патента, если в установленный срок ответ заявителя не поступил, а также если ответ поступил, но содержащиеся в нем доводы не изменяют ранее сделанный вывод экспертизы.

Решение об отказе в выдаче патента принимается, кроме того, в случае:

- если установлено, что заявленное изобретение, охарактеризованное в многозвенной формуле, имеющей один независимый пункт и зависимые пункты, не соответствует одному из условий патентоспособности в отношении независимого пункта и заявитель отказывается скорректировать этот пункт формулы;

- если установлена патентоспособность изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, не имеющей других независимых пунктов, а характеристика изобретения, содержащаяся в зависимых пунктах, такова, что она препятствует осуществлению изобретения или реализации указанного заявителем назначения либо является основанием для отнесения изобретения к решениям, противоречащим публичным интересам, и заявитель отказывается скорректировать либо исключить из формулы такие зависимые пункты;

- если установлено, что одно из заявленных изобретений, охарактеризованных в формуле или одна из совокупностей признаков, включающих разные альтернативные признаки, признаны не соответствующими условиям патентоспособности и заявитель отказывается корректировать или исключить из формулы характеристику этого изобретения.

Будет полезно почитать по теме: