Вестфальский мир

В середине 40-х годов противники вступили в переговоры, завершившиеся в 1648 г. подписанием мирного договора в городах Оснабрюке и Мюнстере в Вестфалии, одном из германских государств. Поэтому он называется Вестфальским. В Оснабрюке велись переговоры между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками – с другой, а в Мюнстере – между императором с союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками – с другой.

Вестфальский мир закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе во время Тридцатилетней войны. Они были достаточно скромными. Во всяком случае, они не шли ни в какое сравнение с длительностью и масштабами войны, усилиями правительств и жертвами народов. Самые крупные из территориальных изменений произошли в Северной Германии. Швеция получила обширные земли в устьях крупнейший рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких как Одер и Эльба (Восточную Пруссию и Курляндию, порты, которых она ранее контролировала, сохранить шведам не удалось). В итоге Швеция вплотную приблизилась к цели внешней политики ее правящих кругов – превращению Балтийского моря в «шведское озеро». Франция по Вестфальскому договору несколько расширила свои владения на левом берегу Рейна. Она добилась признания своих прав на крепости Мец, Туль и Верден в Лотарингии, захваченные ею еще в 1552 году. Кроме того, она присоединила небольшие территории в Эльзасе, принадлежавшие ранее Габсбургам. За счет конфискованных у церкви (секуляризованных) владений расширили, порой значительно, свою территорию некоторые германские государства, в особенности протестантские – Бранденбург, Саксония, Брауншвейг и др.

Значение Вестфальского мира заключалось, прежде всего, в том, что он установил новые правила в отношениях между государствами. В новом международном порядке нашли разрешение те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне. Вестфальский мир равнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран). Он узаконил конфискацию церковных земель, осуществленную до 1624 г., и отменил ранее действовавший принцип: «Чья власть – того и вера». Немецкие князья были лишены права определять веру своих подданных. Вместо него был провозглашен принцип веротерпимости, в соответствии с которым христиане любого вероисповедания могли свободно отправлять свой культ в любой части Империи. Тем самым Вестфальский мир подвел черту под более чем столетним периодом религиозных войн и создал предпосылки к ослаблению религиозной вражды в Европе. В результате снизилось значение конфессионального фактора в отношениях между государствами. Это, в свою очередь, привело к известной деидеологизации международных отношений: вместо отвлеченных идей и ценностей, к которым апеллировали сторонники каждого из вероучений, в основу внешней политики государств были положены конкретные интересы.

Вестфальский мир поставил крест на стремлении Габсбургов подчинить своей власти другие страны и народы Западной Европы. Такие претензии вынашивал еще император Карл V в первой половине XVI века. Не чужд этому стремлению был и Фердинанд II, который развязал Тридцатилетнюю войну. Мирный договор подтвердил принцип «исконной немецкой свободы», принятый еще в Средние века в отношениях между императором и отдельными германскими князьями-членами (чинами) Империи. Причем, он существенно расширил рамки той «свободы», которой пользовались князья. Раньше они были самостоятельны только в вопросах внутренней политики. Теперь же они приобрели широкую самостоятельность и в области внешней политики. Князья получили право поддерживать разнообразные отношения с иностранными государствами с единственным ограничением – им было запрещено заключать враждебные Империи союзы и вести против нее войны. Тем самым был сделан важный шаг к ослаблению политических связей внутри Священной Римской империи и обретению фактической самостоятельности отдельными государствами, входившими в ее состав.

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет императоров Священной Римской империи. Раньше император считался старшим по рангу среди монархов. Он как бы венчал пирамиду власти в Европе. Все другие монархи – короли, герцоги, графы, князья (включая и великого князя Московского) – стояли как бы на низших ступенях феодальной лестницы. Вестфальский мир уравнял в правах глав независимых государств Европы, имевших титул короля, с императором. Все они, независимо от титула, признавались носителями высшей (суверенной) власти, главным признаком которой являлись самостоятельность и могущество их государств. Тем самым Вестфальский мир нанес чувствительный удар по остаткам Средневековья, сохранявшимся в отношениях между государствами.

По Вестфальскому миру Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций (Голландии). Это государство, возникшее в результате восстания северо-нидерландских протестантов против господства католической Испании, добилось таким образом в 1648 г. международно-правового признания. Кроме Голландии международно-правовое признание в качестве независимого государства получила и Швейцарская Конфедерация, которая возникла еще в 1315 году в ходе борьбы сельских и городских общин, расположенных в высокогорьях Альп, против немецких, французских и итальянских феодалов. Признание независимости обоих государств имело огромное значение. Они были признаны суверенными государствами наравне с монархиями, несмотря на то, что являлись республиками. Это представляло собой разрыв с традициями Средневековья, когда республики считались третьесортными государствами. В особенности важно то, что международно-правовое признание получили государства, возникшие не в силу династических причин, не по желанию монархов, а по воле самих граждан. Ведь и Голландия, и Швейцария возникли в результате восстания и длительной борьбы своих граждан за свободу и независимость. Удовлетворив их требования, европейские монархи фактически допустили возможность признания права народов на самоопределение.

Победители в Тридцатилетней воине – страны антигабсбургской коалиции – получили таким образом значительные территориальные и политические преимущества. Особенно Франция и Швеция. (Швеция даже стала членом Империи с правом посылать своих делегатов на имперский съезд – рейхстаг). Оба государства были объявлены гарантами выполнения Вестфальского мирного договора. Вместе с ними в числе гарантов выполнения Вестфальского мира было названо и Русское государство, формально в Тридцатилетней войне не участвовавшее и мирный договор не заключавшее. Это свидетельствовало о росте его международного влияния и признании другими европейскими государствами своим равноправным партнером.

Однако поражение Габсбургов и победа антигабсбургской коалиции отнюдь не привела к установлению в Европе гегемонии, или господства, какой-то другой страны или группы стран. В результате возник баланс между крупнейшими государствами того времени, при котором ни одно из них не располагало решающим перевесом над другими. Поэтому баланс сил стал играть стабилизирующую роль в международных отношениях. Он практически лишал правительства стран, проводивших агрессивную внешнюю политику, надежды на скорую и легкую победу в захватнической войне. И хотя баланс сил не уберег Европу от новых войн, он представлял собой важную предпосылку – сохранение независимости и самостоятельности европейских государств, обеспечивая тем самым благоприятные внешние условия их развития.

Вместе с тем Вестфальский мир представлял собой важный этап и в развитии международного права, т.е. общепринятых обычаев, норм и правил в отношениях между государствами. Мир подписали, а значит, обязались выполнять большинство государств Европы, в том числе самые крупные и могущественные из них. Это отнюдь не гарантировало народам Европы безоблачного будущего. Однако наличие четких общепризнанных норм права позволяло в случае возникновения войн установить меру ответственности отдельных государств и облегчало поиски мира.

Изменились и сами нормы права, принятые в отношениях между государствами. В Средние века главную роль в международных отношениях играли монархи, связанные между собой особыми узами феодальной зависимости и старшинства как сеньоры и вассалы. Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, эта роль перешла к суверенным государствам. Так стали называть независимые и равноправные государства, проводившие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в соответствии со своими государственными интересами. Becтфальский мир послужил исходным пунктом для всех позднейших международных договоров вплоть до Французской революции конца XVIII века.

Вестфальский мир подписали большинство участников войны, кроме Франции и Испании. Они продолжали воевать за господство в Южных Нидерландах вплоть до 1659 г., когда был заключен так называемый Пиренейский мир, по которому Франция получила ряд пограничных территорий в Пиренеях (Русильон) и в Нидерландах (Артуа). Пиренейский мир предусматривал также брак французского короля Людовика XIVс испанской инфантой (Инфант (от лат. infans – юный, дитя), в Испании и Португалии титул принцев королевского дома; женский род – инфанта) Марией-Терезией. По испанским законам право на корону принадлежало не только дочери короля, но и ее мужу. Поэтому Испания потребовала, чтобы Мария-Терезия отреклась от права наследования каких бы то ни было владений испанской короны. Французы, мечтавшие об испанском наследстве, согласились с этим требованием, но с одним условием. Для действительности отречения Марии-Терезии необходимо было выплатить приданое инфанты в сумме 500 тыс. испанских крон в три приема в строго обозначенные сроки, в том числе в день заключения брака. Поскольку в день бракосочетания выплата не состоялась, французы получили в будущем предлог для претензий к испанской короне.