Возникновение промысла, материалы для производства, производство и классификация кружевных изделий

Ручные кружева - это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства.

На Руси кружевоплетение существовало уже в XIII в. В XVII в. было распространено круже-воплетение из золотых и серебряных нитей. В XIX в. стали применять хлопчатобумажную пряжу. Особенного расцветаподъема кружевоплетение достигает в конце XIX в. Ручные кружева в этот период пользовались большим спросом на внутреннем и международном рынках.

В первые годы после установления Советской власти кружевницы объединяются в артели и союзы кружевниц. В городах Вологде, Ельце, Советске открываются профтехшколы. Позднее при союзах кружевниц создаются экспериментальные лаборатории.

В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Советские кружевницы – хранительницы замечательного искусства русского коклюшечного кружева, широко известного и высоко ценимого не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.

Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчато-бумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капро-новые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки.

Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам - сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка.

По способу плетения различают кружева парные и сцепные. Парные кружева плетут многими парами коклюшек. Для плетения сцепных кружев применяют лишь 6-12 пар коклюшек, а отдельные части выплетаемого кружева сцепляют вязальным крючком. Парным способом изготавливают в основном мерные кружева, а сцепным - кружевные штучные изделия. В парных кружевах обычно преобладают формы геометрического орнамента: ромбы, треугольники, кружки, овалы. Узоры сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер. Орнамент в кружевах и кружевных изделиях состоит из отдельных элементов, различных по плотности и выплетаемому рисунку и имеющих свои названия.

Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру, узоров и народным промыслам.

По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. В первую группу входят: бытовые предметы - скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и пр.; предметы одежды - блузки, женские платья, туники, пелерины; предметы туалета - галстуки, перчатки различных размеров и форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одежды и белья - воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков. Декоративные изделия - это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки; сувениры - уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др.

По материалу ручные кружева различают: хлопчатобумажные (наиболее распространенные) - из белых матовых или глянцевых ниток, льняные - из отбельных и суровых ниток, шелковые (выпускаются в небольшом количестве), шерстяные, капроновые и др.

По характеру узоров кружева и кружевные изделия ручной работы бывают с геометрическим, растительным, комбинированным, произвольным орнаментом.

По народным промыслам кружевные изделия можно подразделить на вологодские, елецкие, кировские, михайловские, киришские.

Вологодские кружева. Вологодская область занимает в Российской Федерации первое место по выпуску кружев (Вологодские кружева). Кружевоплетение на территории Вологодской области известно с давних пор. В XVII в. было распространено плетение кружев из золотых и серебряных нитей. Позднее стали применять хлопчатобумажную пряжу. Во второй половине

XIX в. кружевной промысел становится основным источником существования местных жителей. Вологодские мастерицы выплетали и парное, и сцепное кружево. Характер рисунка кружев, выплетаемых в конце XVIII в., аналогичен золотому кружеву XVII в. Узоры сцепного кружева сложились в первой половине XIX в. Возросшая конкуренция и эксплуатация кружевниц скупщи-ками во второй половине XIX в. отрицательно сказывалась на вологодском кружеве. Изделия этого времени характеризуются однообразием узоров и низким качеством.

После Великой Октябрьской социалистической революции организуются первые объедине-ния кружевниц, позднее создается кустарно-промысловая секция Северсоюза, а затем Вологод-ский союз кружевниц. С 1968 г. ручное кружевоплетение в Вологодской области сосредотоачивает-ся на вологодском кружевном объединении «Снежинка», состоящем из четырех отделений: Усть-кубинского, Сокольского, Кубеноозерского и Грязовецкого. В этих отделениях 45 кружевных участков, расположенных в радиусе 90-120 км от Вологды. Основная масса кружевниц – надом-ницы.

В качестве сырья вологодские народные умельцы используют хлопчатобумажные и льняные нитки, шелковую и синтетическую пряжу (главным образом лавсановую, штапельную), реже – шерстяную пряжу, иногда вышивальные нитки «ирис» (для галстуков и частично для кружев).

Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными вырази-тельными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометри-ческий - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разно-образных рисунков.

Ассортимент вологодских кружевных изделий включает: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, туники, жилеты, блузки, джемперы, воротнички, вставки, воланы для рукавов, карманы к платьям; предметы туалета - галстуки, пояса, перчатки; головные уборы - шарфы, косынки, шапочки, береты; декоративные изделия - дорожки, скатерти, салфетки, подста-канники, сухарницы, покрывала, накидки; сувениры - панно различных размеров с разнообразной тематикой.

Елецкие кружева. Кружевной промысел в Орловской губернии (в прошлом г. Елец входил в Орловскую губернию) существует с начала XIX в. Кружевницы изготовляли кружева по загранич-ным образцам. С середины XIX в. кружевоплетение распространяется во многих окрестных селах и деревнях. В 1919 г. в г. Ельце была открыта контора, которая раздавала надомникам сырье и принимала от них готовую продукцию. Позднее создается Елецкое товарищество кружевниц, а затем Елецкий союз кружевниц. В настоящее время елецкие мастера выплетают кружева на елецком комбинате художественных промыслов в г. Ельце Липецкой области.

Для изготовления изделий мастерицы применяют хлопчатобумажные, льняные и капроновые нитки, а также пряжу из различных искусственных волокон.

Техника плетения елецких кружевных изделий - парный способ, реже - сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.

Елецкие кружева отличаются мелкими формами, воздушностью, четким рисунком. В них много плавных переходов от плотного плетения к ажурному. Орнамент кружевных изделий растительный, реже – геометрический. В растительном орнаменте чувствуется влияние заграничных кружев «валансьен», значительно переработанных русскими мастерицами. Рисунки елецких кру-жев носят названия: круги, звездочка, речка, кораблик, жемчужинка, гречишка.

Кружевницы Ельца выпускают широкий ассортимент мерных кружев, различных по ширине, отделке, орнаменту, и штучные изделия: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, блузки, вставки к платьям, воротники, манжеты, жабо; постельное белье с кружевной отделкой; предметы туалета - галстуки, перчатки; головные уборы - косынки, шарфы; декоративные изделия - салфетки, настольные дорожки, подстаканники; сувениры - панно, закладки для книг и др. Красивые изделия елецких кружевниц пользуются неизменным спросом, как в нашей стране, так и за рубежом.

Кировские (вятские) кружева. Кружевоплетение в Вятской губернии возникло в начале

XVIII в. К концу XIX в. плетение кружев становится основным занятием в слободе Кукарке и окрестных деревнях. С 1872 г. кукарские кружева начинают привлекать к себе внимание. С открытием Кукарской земской школы кружевниц ручные кружева завоевывают еще большую популярность. В первой половине XX в. вятские кружева пользуются большим - спросом в Америке, Англии, Голландии, Швейцарии.

В 20-х гг.одах XX в. в г. Советске (бывшей слободе Кукарке) кружевницы объединяются в артель. С начала 30-х гг. одов XX в. организуются самостоятельные артели в селах Ильинском, Завертном. Сейчас Ккировские (вятские) кружева производилият в городах Кирове и Советске. В Кирове находиласьтся Фабрика строчевышитых кружевных изделий имени 8 Марта, в Советске - отделение фабрики. Техника плетения кружев - сцепная.

В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообра-зие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий.

Михайловские (рязанские) кружева. Плетение кружев в Рязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В украшениях одежды кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. Особого развития достиг кружевной промысел в 70-х гг.одах XIX в. в г. Михайлове.

В 1925 г. в г. Михайлове было организовано небольшое предприятие, впоследствии выросшее в современную Михайловскую фабрику «Труженица».

Михайловские (рязанские) кружева значительно отличаются от кружев, изготавливаемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам Михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку Михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, желтый и другие цвета. Для Михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой.

В ассортимент кружевных изделий фабрики «Труженица» входят главным образом декоративные изделия: занавеси, подарочные полотенца, небольшие скатерти, салфетки, дорожки. Красочные Михайловские кружева в сочетании с традиционной рязанской вышивкой используют также для отделки женского платья; они придают современному костюму свежесть и ориги-нальность.

Киришские кружева. Киришский кружевной промысел был известен еще в XVIII в. Сейчас ручное кружевоплетение в характере старинного киришского кружева сосредоточено в деревне Витка Ленинградской области. Здесь находится киришский цех Ленинградского областного производственного объединения народных художественных промыслов.

Кружева плетут в сцепной технике, которая сохранилась до настоящегосего времени. Для нее характерно редкое полотняное переплетение и сетка, сплетенная из отбеленных ниток с добавлением синих и красных. В рисунках кружев преобладают сильно обобщенные формы растительных и геометри-ческих мотивов. Узоры кружев «медвежья лапа», заканчиваясь пятью фестонами, напоминают широко расставленные пальцы.

Ассортимент киришских изделий примерно тот же, что и вологодских: салфетки, дорожки и т.п.

Белорусские кружева. В Белорусии ручным кружевоплетением занимаются кружевницы Гомельской фабрики художественных изделий. Сырьем для производства кружевных изделий служит главным образом хлопчатобумажная пряжа. Техника плетения кружев - коклюшечная.

Ассортимент белорусских ручных кружев представлен дорожками, салфетками различной конструкции, модными деталями для женской одежды - воротничками, манжетами и др.

Армянские кружева. В давние времена кружевоплетение было широко развито в Армении. Кружево, шитое простой швейной иглой, изготовляли в виде штучных изделий и для отделки одежды. В настоящее время кружевоплетение возрождено в Армении во многих районах.

Кружевные изделия выпускают суровыми, белого, серого, голубого, рыжего цветов и др. Отличаются изделия армянских кружевниц особой ритмикой орнамента и композиции, тонкостью, ажурностью, что ставит их на один уровень с прославленными отечественными и зарубежными кружевами.

Ассортимент армянских кружев неширок и представлен в основном салфетками и салфетками-панно.

Будет полезно почитать по теме: