Возникновение промысла, материалы для производства, производство и классификация изделий с лаковой живописью

Лаковые художественные изделия - это предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые пленкой лака и украшенные живописью или росписью.

В России изделия с лаковой живописью начали изготавливать в конце XVIII века. Перво-начально, производством изделий лаковой миниатюры занимались в селе Данилове близ Москвы, затем оно было переведено в соседнее село Федоскино. В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились первые расписные подносы. С тех пор производство изделий с лаковой живописью расширялось и росло.

После Великой Октябрьской социалистической революции возникают художественные промыслы с миниатюрной лаковой живописью в Палехе и Холуе (Ивановская обл.), Мстере (Владимирская обл.), которые до революции славились как иконописные центры. В последние годы лаковая живопись начинает развиваться в Свердловской области (Нижний Тагил), Узбекис-тане (Ташкент), Армении (Ереван), на Украине (Киев).

Для изготовления художественных изделий с лаковой живописью используют основные и вспомогательные материалы. В качестве основных материалов применяют папье-маше, сталь, листовое железо.

Лучшим сырьем для производства папье-маше считается липа. Иногда используют ель, ольху и кипарис. Папье-маше обладает очень высокой твердостью, напоминая этим самшит. После соответствующей обработки поверхность изделий из папье-маше приобретает красивый лакированный вид.

Из вспомогательных материалов используют лаки, краски. Лаки - это растворы твердых или жидких пленкообразующих веществ в летучих (испаряющихся) растворителях. Основное свойство лаков - способность образовывать (при нанесении тонким слоем и после высыхания) твердые, прозрачные, глянцевые или матовые, бесцветные или окрашенные пленки. Нанесенная на поверхность лаковая пленка придает изделию красивый блеск, усиливает оптический эффект живописно-красочного слоя картины, а также предохраняет поверхность изделий от влаги, пыли и преждевременного разрушения.

Лаки применяют при изготовлении изделий с лаковой живописью на папье-маше или металле и для покрытия большинства изделий из древесины и металла.

Краски используют масляные и темперные, а также золотой порошок, разведенный в прозрачном лаке или скипидаре, - так называемое твореное золото.

Кисти, которыми расписывают изделия, применяют главным образом беличьи.

Технология изготовления лаковых изделий длительна и трудоемка. Вначале из древесного картона делают заготовки, проклеивая каждый слой (а их может быть до десяти) мучным клейстером. Затем заготовки проходят естественную сушку в течение суток. После этого их купают около 30 мин в ванне с маслом при температуре 70°С и сушат в течение восьми - десяти дней в камерах-печах при температуре сначала от 40 до 90°С, затем от 90 до 40°С. Просушенные заготовки распиливают на куски, приклеивают казеиновым клеем к заготовке донце, прессуют для соединения деталей, готовят крышки, приклеивают шарниры. Чтобы придать будущему изделию определенную форму и гладкую поверхность, полученный полуфабрикат обрабатывают на шкуровальных станках. В цехе грунтовки его еще раз промасливают олифой и просушивают, шпаклюют, чтобы сравнять неровности, шлифуют водостойкой шкуркой и в таком виде направляют для лакировки. В цехе черной и светлой полировки изделия два-три раза покрывают черной эмалью, затем черным лаком, а внутри - киноварью и светлым лаком. После каждого покрытия изделие просушивают в сушильных шкафах с программным управлением и температурой 70-80°С. Каждая просушка продолжается не менее 7 ч, а изделия сушатся обычно 5-7 раз.

Только после такой кропотливой подготовки изделия попадают в живописный цех, где мастера-живописцы тонкими беличьими кисточками с концами тоньше игольного острия наносят на их поверхность мельчайшие мазки.

Федоскинские мастера пишут миниатюры только тонкотертыми масляными красками, а мастера-живописцы Палехского, Холуйского и Мстерского промыслов при росписи своих изделий пользуются яичной темперой (краской, растворенной в яичном желтке с уксусом или хлебным квасом).

Художественные изделия с лаковой живописью классифицируют по применяемому мате-риалу, назначению, тематике, народным промыслам. Каждый из промыслов имеет свой стиль росписи, свою орнаментацию и художественное оформление.

По материалу художественные изделия с лаковой живописью можно подразделить на изделия с лаковой росписью на папье-маше и на металле.

По назначению их можно классифицировать на предметы утилитарного назначения, декора-тивного характера и сувениры.

Группа утилитарных вещей включает: предметы туалета - пудреницы, шкатулки и коробочки различных размеров и форм; письменные принадлежности - стаканы для карандашей и ручек, чернильные приборы, ножи для бумаги; принадлежности для курения - портсигары, сигаретницы; предметы домашнего обихода - чайницы, игольницы, салфеточные кольца, подносы. К изделиям декоративного характера относят: предметы украшения интерьера - шкатулки и ларцы, настенные панно и декоративные тарелки; украшения для женщин - серьги, броши, браслеты, медальоны. В группу сувениров входят записные книжки, барельефы и другие предметы.

По тематике художественные изделия с лаковой живописью делятся на: изделия с сюжетом, отображающим современную действительность; изделия с исторической, героической и космической тематикой; изделия на тему произведений великих писателей и поэтов; изделия, воспроизводящие картины великих художников, отображающие крестьянский быт, посвященные песням и танцам; изделия с растительным орнаментом, с героями сказочно-былинного эпоса, историческими памятниками.

По художественному своеобразию росписи и орнаментации изделия с лаковой живописью делят на: федоскинские, палехские, мстерские, холуйские, жостовские, свердловские (нижнее-тагильские) и др.

Изделия с федоскинской лаковой живописью. Село Федоскино Московской области - родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце XVIII в., когда купец П.И. Коробов осно-вал в сельце Данилове (часть с. Федоскина) производство расписных шкатулок из папье-маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок. Позднее преемник Коробова В.П. Лукутин перенес мастерскую лаковой живописи в село Федоскино и расширил производство лаковых декоративных изделий из папье-маше. Одновременно возросла и их художественная ценность: лукутинские табакерки украшались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту декоративной росписью. Лукутинские лаковые миниатюры успешно конкурировали с прославленными брауншвейгскими, персидскими, японскими изделиями. Отличалась федос-кинская лаковая живопись оригинальной тематикой, своеобразной техникой исполнения и более высоким художественным мастерством. Безымянные художники-живописцы создали свой стиль, свои оригинальные темы и декоративные приемы. В тематике миниатюр преобладали жанровые сценки из крестьянского быта - тройки, чаепития, хороводы. Нередко народные мастера воспроизводили картины известных русских и зарубежных живописцев.

К концу XIX в. производство миниатюрной лаковой живописи в Федоскине пришло в упадок и возродилось только в 1910 г. В период, когда народные художественные промыслы были почти всюду забыты, федоскинские народные умельцы организовали кооперативное товарищество и создали одно из первых дореволюционных художественных трудовых предприятий.

Более 175 лет мастера и художники Федоскинского промысла продолжают традиции и художественные приемы реалистической народной миниатюрной живописи, передавая из поколения в поколение свой опыт, свои навыки и любовь к искусству. На протяжении всей истории промысла, особенно в годы Советской власти, федоскинцы внесли большой вклад в развитие искусства лаковой миниатюры.

Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры. До сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты (шкатулки «Тройка», «Чаепитие» и др.). Однако художники промысла значительно расширили тематику, обогатив ее отражением исторических событий, революционно-героическим эпосом, фольклорно-литературными темами, изображением памятных мест Москвы, Ленинграда и других городов нашей Родины. Часто изображают федоскинские миниатюристы и пейзаж, искусно копируют картины Репина, Сурикова, Васнецова, Саврасова.

Изделия из папье-маше федоскинских мастеров характеризуются художественной вырази-тельностью и мягкостью светотеней. Лучшие миниатюры написаны в серовато-зеленых или коричневых тонах (при этом иногда вводится золотой растительный орнамент).

Федоскинским мастерам свойственны своеобразные, характерные только для миниатюры Федоскина приемы декоративного оформления изделий: «шотландка», «под черепаху», «скань», «цировка», имитация дерева, малахита. «Шотландка» - геометрический рисунок, состоящий из перекрещивающихся линий. Рисунок «под черепаху» напоминает панцирь черепахи. «Скань» - наборный рисунок по сырому лаку из отдельных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов, отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами. «Цировка» - лучеобразный и волнообразный узоры, создаваемые с помощью лекала методом глубокой гравировки по лаковой пленке до нижележащего металлического листа (олова или серебра).

Часто федоскинские миниатюристы врезают в лаковую поверхность изделия тонкие пластин-ки перламутра, накладывают на лак сусальное золото, припорашивают поверхность под роспись алюминиевым порошком.

Ассортимент изделий народных умельцев Федоскина широк и разнообразен. Кроме неболь-ших предметов туалета (коробочек, пудрениц), украшений (браслетов, брошей, кулонов и др.) и бытовых предметов (игольниц, чайниц, салфеточных колец и пр.), в ассортимент входят декора-тивные изделия и сувениры. Это различные по размерам, цвету и форме (прямоугольные, круглые, овальные, квадратные, многогранные) коробки и шкатулки с тематическим рисунком, настенные декоративные тарелки и панно, обложки для альбомов, записные книжки и другие изделия.

Изделия с палехской лаковой живописью. Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники-иконописцы. Поэтому искусство палехских художников-миниатю-ристов тесно связано с искусством древнерусской живописи. Палех был одним из главных цен-тров иконописания в XVI-XVII вв. Палехские мастера создавали в основном дорогие высокоху-дожественные иконы. В начале XIX в. появляются иконописные мастерские, а к концу столетия - фабрики. С развитием капитализма в России древнее искусство иконописи вырождается в ремесло.

После Великой Октябрьской социалистической революции на основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в Палехе (Ивановская обл.) родилось искусство темперной лаковой миниатюры. Пытаясь перенести высокое искусство древней живописи на современные изделия, бывшие иконописцы расписывали матрешки, посуду, ларцы и другие деревянные изделия. В 20-е гг. XX в.х годах в Палехе предпринимаются опыты по росписи в иконописной технике изделий из папье-маше. В 1924 г. была создана Палехская артель древней живописи.

В настоящее время производством миниатюрной лаковой живописи на папье-маше в Палехе занимаются художественно-производственные мастерские Палехского отделения Художествен--ного фонда России.

Отличительные черты палехских миниатюр - живопись по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета (часто сюжет центральной миниатюры продолжается на боковых стенках шкатулок и бортах декоративных тарелок).

Излюбленные мотивы росписи - былины, «Слово о полку Игореве», сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Иван-царевич и Жар-птица»), а также сюжеты из деревенской жизни (мотивы труда, хороводы, посиделки, сцены охоты). Часто мастера народного промысла используют литератур-ные произведения великих русских и советских писателей - Пушкина, Гоголя, Крылова, Горького и др. («У лукоморья...», «Бахчисарайский фонтан», «Песня о Соколе», «Буревестник» и др.). Появи-лись новые композиции на темы гомеровского эпоса, произведений Рабле, Сервантеса, Шекспира, Мольера, Бомарше.

Широко представлена советская тематика, советские песни («Будьте здоровы, живите богато», «И кто его знает» и др.). Привлекают мастеров и темы революции, истории Родины.

Изделия с мстерской лаковой живописью. Народный промысел лаковой живописи в селе Мстера так же, как и палехский, возник на основе иконописного промысла и стал широко разви-ваться в XVII и XVIII вв. Во второй половине XIX в. иконопись стала основным занятием жителей Мстеры. К концу XIX в. иконы стали изготовляться с применением фольги; расписывались лишь руки и лики святых. Позднее искусство иконописи стало вытесняться литографией и механи-ческим печатанием икон.

Великая Октябрьская социалистическая Рреволюция 1917 года помогла бывшим иконописцам найти пути применения их творческих возможностей, приспособить искусство живописи к росписи вещей, украшающих быт советских людей.

В 1921 г. в Мстере была создана кооперативно-производственная артель народной живописи, преобразованная позднее (1923) в артель древнерусской живописи. Раскрашивались деревянные матрешки, «ваньки-встаньки», затем коробки, шкатулки, полочки, чашки, ложки, ковши. Пытались расписывать тарелки и кружки из белой глины, металлические подносы и даже клеенку на местной фабрике по производству клеенки.

В 1926 г. возникла мстерская промыслово-кооперативная артель живописного и столярно-строительного производства «Пролетарское творчество», где были проведены первые опыты миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. В 1931 г. из этой артели мастера миниатюры выделились в артель «Пролетарское искусство» и через год наладили производство шкатулок, коробочек, ларчиков, игольниц и других изделий из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. В настоящее время мстерское искусство лаковой росписи продолжает фабрика «Пролетарское искусство» (Вязниковский район Владимирской обл.).

Характерная особенность миниатюрной живописи Мстеры - это ковровая декоративность, разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции (тогда как палехские мастера используют цветные контрасты). Цветовая гамма мстерских художественных изделий - голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная. В мстерских изделиях из папье-маше сочетаются растительные и геометрические узоры. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом. Иногда мстерские мастера расписывают свои изделия только одним орнаментом (узор из трав, листьев или фруктов). Так же, как и палешане, они иногда расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенках изделий.

В тематике лаковых изделий из папье-маше преобладают сказки - ларец «Руслан и Людмила», шкатулки «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гуси-лебеди», «Садко», бисерница «Каменный цветок», пудреница «Сказка о рыбаке и рыбке»; былины и сказания - шкатулки «Песня про купца Калашникова...», «Песнь о вещем Олеге»; песни - шкатулки «Еду к любушке своей»; «Помню, я еще молодушкой была», «Тачанка», «Вьется в тесной печурке огонь», игольница «Дайте в руки мне гармонь»; композиции на темы произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина, Горького; исторические и архитектурные памятники - бисерницы «Золотые ворота», «Успенский собор», шкатулка «Дмитровский собор». Действие в мстерских миниатюрах обычно происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа, а иногда на фоне условного архитектурного ансамбля - палат.

Изделия с холуйской лаковой живописью. Аналогично Палеху и Мстере, художники Холуй-ской фабрики художественной лаковой миниатюры (Ивановская обл.) расписывают свои изделия яичной темперой. Холуйский промысел зародился в XVIII в. и так же, как и Мстерский, на осно-ве иконописного промысла. Богатые традиции и художественные приемы местной иконописи в настоящее время лежат в основе миниатюрной живописи Холуя. Но за годы Советской власти они значительно обогатились, изменились, развились в соответствии с задачами, стоящими перед народным искусством.

Для изделий с холуйской лаковой живописью характерны усиленная цветовая гамма, услож-ненный обрамляющий орнамент, укрупненность деталей композиции. В отличие от палехских мастеров холуйские художники отводят в композиции более значительную роль тонально решен-ному пейзажу. В колористическом отношении здесь преобладают теплые (желтые, оранжевые, красные, коричневые) тона или насыщенные сине-зеленые. Живописи Холуя присуще контраст-ное сочетание теплых и холодных тонов.

Основные темы изделий Холуйского промысла - сказки, былины, исторические сюжеты, современность. Но даже современная тематика изображается в сказочной форме. Народные художники и мастера Холуя первыми создали миниатюры о завоевании космоса: ларец «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», шкатулки «Небесные братья», «Земной поклон Венере», «Космические богатыри».

Ассортимент изделий холуйских мастеров включает не только коробочки-сувениры с изображением памятных мест Владимира, Суздаля, Ростова, живописной панорамы поселка Холуй, но и красивые лаковые панно, шкатулки и туалетные коробочки, пудреницы, сигаретницы, броши и кулоны с различной тематикой. Из новых изделий холуйские мастера выпускают шкатулки «Валенки», «Борис Годунов», «В лугах», «За землю русскую»; ларцы «Предки наши...», «Слово о полку Игореве», «Произведения М.Ю. Лермонтова».

Жостовская лаковая живопись. Среди народных промыслов, выпускающих художественные изделия с лаковой живописью, особое место занимает своеобразный промысел художественной росписи металлических подносов.

Расписные металлические подносы с присущим им благородным блеском лакированной поверхности, живой выразительностью свободной кистевой росписи по праву относятся к числу интереснейших произведений русского декоративно-прикладного искусства. Производство металлических лакированных подносов явилось как бы продолжением старинных видов народной росписи. Возникло оно в середине XVIII в. на Урале, в местах расположения демидовских железоделательных заводов (Нижний Тагил, Невьянск). Позднее, в первой половине XIX в., подносы стали изготовлять в селах и деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосильцеве и др. Вскоре Московский промысел занял ведущее место.

На рубеже XIX и XX вв. в развитии жостовского искусства наступил кризис. Началось мель-чание, дробление, сужение мастерских, спрос на подносы резко падал. Мастера уходили в сель-ское хозяйство, в отхожие промыслы. Артели распадались, не находя рынков сбыта для своих под-носов. И только в 1922 г. возобновилась работа артели в деревне Новосильцеве, а два года спустя в деревне Жостово, на базе ликвидированных частных мастерских возникли две артели: «Жостов-ская трудовая артель» и «Спецкустарь». В 1925 г. в Жостове открывается еще одна артель - «Лакировщик». Одновременно в селе Троицкое была налажена деятельность артели по росписи подносов. В 1928 г. три жостовские артели слились в одну – «- Металлоподнос», а в следующем году был создан единый промкомбинат. В 1930 г. производство подносов сосредоточивается в одном месте. В настоящее время выпуском лакированных подносов занимаются мастера и художники Жостовской ордена «Знак Почета» фабрики декоративной росписи в Московской области.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем подносы проходят вальцовку (для придания жесткости бортам). После штамповки подносы грунтуют, шпаклюют тонкотертой глиной или глифталевой шпаклевкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при 80-90°С. По окончании этих операций мастера расписывают подносы беличьими кисточками свободными мазками, используя масляные краски (в этом сказалась территориальная близость деревни Жостово к селу Федоскино). Роспись производят обычно по черному фону, иногда по красному, синему, зеленому, серебряному. Орнаментальный узор наносят «твореным» золотом. После росписи жостовские изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют тонкими порошками до зеркального блеска.

Распространенный мотив росписи жостовских художественных изделий с лаковой живописью – это букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Борта подносов украшают золотым орнамен-том. Элементы жостовского орнамента на бортах подносов имеют свои названия: «елочка», «елочка с метелочкой», «бубновки», «рожочки», «травки», «ленты», «дождичек» и др. Жостовские мастера владеют и техникой так называемого письма по поталям, т.е. по фольге или алюминии-евому грунту, достигая при этом особого декоративного эффекта.

Жостовские подносы можно подразделить на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для украшения. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные (например, поднос под самовар имеет комбинированную форму круга с прямоугольником), прямоугольные и др.

Жостовские подносы с цветочной росписью пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом. Они периодически экспонируются на отечественных и международных выставках и неоднократно отмечались медалями, дипломами и другими наградами.

Будет полезно почитать по теме: