Декоративно-прикладное искусство

Народное декоративно-прикладное искусство –- результат творчества многих поколений масте-ров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим нацио-нальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередова-нием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофунк-ционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.

Глубокое понимание народным мастером материала позволяет создавать совершенные произ-ведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, –- все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спута-ешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд –- с предметом, выполненным из серебра.

Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончар-ство, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техни-кой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышлен-ностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

Но народный мастер не одинок в своем творчестве. Производством художественных изделий занимаются целые коллективы. Поэтому невольно возникает творческое соревнование, через которое проявляется коллективный характер творчества, выражающийся и в оценках работы, и в проверке приемов обработки материала, и в выборе темы или сюжета декоративного оформления вещи.

В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Следует подчеркнуть, что коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. КаждыйКаждый, так или иначе, проявлял свой характер в работе, создавал варианты типичных для промысла изделий. Складывалось диалектическое единство коллективного и индивидуального начала, которое дало новые импульсы развитию искусства.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополни--тельной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясы-вающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.

Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве (крестьянской семье), до сложения художественных промыслов был долгим. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта.

Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII-XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции для рынка. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представляющие одну из форм художественных промыслов.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX в.

Изменение быта горожан, которые стали основными потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий –- заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства, сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла.

Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федос-кинской миниатюры, мастера в 1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла.

В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.

Прекрасные ковры, отличающиеся тонко выполненным орнаментом, изготовляли ковров-щицы Туркмении. Возрождались центры народного искусства в других местах. Многие виды изделий художественных промыслов успешно продавались за рубежом, демонстрировались на международных и внутрисоюзных выставках. Организация художественных училищ и профес-сионально-технических школ в местах расположения промыслов активно поддерживала подготовку кадров для промыслов.

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война прервала нормальный процесс деятель-ности народных художественных промыслов. Центры народного искусства теряли кадры мастеров и художников, ушедших на фронт. Но уже в 1943 г., после ряда успешных операций, обозна-чивших перелом в ходе войны и позволивших освободить ряд временно оккупированных врагом территорий, началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоря-жению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.

Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов. Их коллекти-вам пришлось в это время решать несвойственные задачи - выпускать товары народного потреб-ления, в которых проблема художественного уровня вещей была отодвинута на дальний план. Но это не заглушило творческий потенциал. Создавались уникальные работы, проводились научные экспедиции по сбору материалов для будущего развития искусства, находили мастеров в отдаленных районах, которых можно было привлечь к производству художественных изделий.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт.

В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот.

В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения, чтобы стать художником-мастером.

Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Но это не проявляется в каких-то резких переменах. Спокойное, неторопливое движение народного искусства в творчестве мастеров художественных промыслов объясняется прочными связями с традициями, которые на протяжении столетий отражали человеческую сущность и содержание народного искусства. А коллективный принцип творчества, регулирующий деятельность отдель-ных личностей, позволяет находить золотую середину между смелыми экспериментами и традициями, берегущими самобытность этой области культуры у каждого народа. Поэтому произведения мастеров художественных промыслов –- не архаика. Это –- вещи, органически входя-щие в среду современного жилища и общественного здания; предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: деревянная с резьбой или росписью мебель и посуда; керамическая скульптура и изразцы; современная женская одежда, украшенная вышивкой и кружевом, дополненная ювелирными украшениями из металла, кости, цветного камня.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмос-феру праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, стано-вятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях –- обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрас-ным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи –- сувениры –- знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.

Декоративно-прикладное искусство –- раздел декоративного искусства, охватывает ряд отрас-лей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных глав-ным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различ-ная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практи-ческому назначению в научной литературе со 2-й половины XIX в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декора-тивно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от матери-альной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образ-ным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение; являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с архитектурно-пространственным решением окружающей среды, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средства-ми воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишенные декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобрази-тель-ных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизи-руется обра-зом -ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, ее отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно-прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже –- графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение –- с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчи-таны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племёен и народностей –- основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны: исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлёенного труда, к рациональному построению формы, подчёеркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно все большее значение приобретает в декоративно-прикладном искусстве интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре 2-й половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решенный предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготов-ленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды. На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Ее идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-1925 гг., выпускавшиеся выпускавшийся на Фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функциона-листов в Германии и др. странах, что во многом предваряло появление дизайна. Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приемов обработки простейших материалов, со стремлением выявить все богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же как и нарядные произведения народного декоративно-прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Народные художественные промыслы входят в особую отрасль современной художественной промышленности, но в то же время относятся к декоративно-прикладному искусству.

Декоративно-прикладное искусство служит для художественного оформления быта человека, т.е. среды его обитания, жилого и общественного интерьера, костюма. Многие произведения декоративно-прикладного искусства, вырабатываемые предприятиями народных художественных промыслов, утратили свою первичную бытовую функцию, но приобрели еще большую художественную, эстетическую значимость.

Произведения декоративно-прикладного искусства создают как отдельные художники в индивидуальном порядке, так и коллективы мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности. Это ювелирные фабрики, стекольные, фарфоровые, гончарные заводы, деревообрабатывающие, ковровые комбинаты, на которых изготавливают художествен-ные изделия бытового, подарочного и сувенирного назначения из тканей, пряжи, нитей, дерева, металлов и сплавов, глины, рога, кости, камня.

Предприятия народных художественных промыслов, выпускающие аналогичные изделия, отличаются от предприятий художественной промышленности, прежде всего тем, что на них машины и механизмы используют в основном при подготовительных работах, на подсобных и отделочных операциях. Для самого же изготовления художественных изделий на данных предприятиях применяют ручной творческий труд мастеров-художников.

В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут традиции, приемы мастерства и технологии народного декоративно-прикладного искусства, которые складываются иногда в течение столетий. От поколения к поколению мастеров передаются наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их орнамент, цветовая гамма. На основе исторического опыта и требований времени народные художественные промыслы развиваются и изменяются.

В результате одни изделия народных промыслов отмирают, исчезают, появляются другие, формируются новые области мастерства. Меняется характер и ассортимент изделий, выпускаемых предприятиями народных художественных промыслов.

Современным изделиям народных художественных промыслов свойственно яркое нацио-нальное своеобразие формы, орнаментации, колористического оформления, композиции. Каждый народный художественный промысел имеет свои стилевые особенности, специфические приемы выполнения.

Неповторимы изделия из металла красносельских мастеров и Дагестана, хохломская и городецкая роспись по дереву, художественная керамика Гжели, Опошни, Узбекистана, игрушки из керамики дымковских и каргопольских мастеров, изделия из дерева фабрики «Богородский резчик» и многие другие. В народных художественных промыслах тесно переплетаются искусство и производство. Ускорение технического прогресса производства не должно приносить ущерб художественному качеству изделий, иначе их нельзя будет называть художественными.

Предприятия народных художественных промыслов вырабатывают огромное количество изделий, различных по назначению, применяемому материалу, способу изготовления и технике обработки, орнаменту, тематике, колористическому оформлению.

Для лучшего изучения ассортимента и качества изделий народных художественных промыс-лов в основу их классификации целесообразно положить такой важный признак, как материал. Изделиям народных художественных промыслов материал диктует и способы обработки, и отделки, и художественное оформление.

По материалу, применяемому для изготовления художественных изделий, их делят на художественные изделия из дерева, папье-маше, металла, кости и рога, камня, керамики, стекла, кожи, пряжи и нитей, тканей, меха, пластических масс.

По назначению художественные изделия подразделяют на группы: утилитарные изделия (посуда, разделочные доски, кухонные наборы, мебель и пр.), декоративные изделия (ковры, гобелены, ткани, панно, декоративные вазы, тарелки и другие предметы оформления интерьера, а также предметы украшений: серьги, кольца, браслеты, кулоны, медальоны, гривны, гарнитуры и т.д.) и сувениры (нагрудные значки, плакетки, медали, барельефы, брелоки, макеты и др.).

По способу изготовления художественные изделия бывают: литыми, чеканными, филигран--ными, давлеными, коваными, гальванопластическими, столярными, токарными, резными, плете-ными, вязаными, ткаными, вышитыми, выдувными, штампованными, лепными и т.д.

По художественному оформлению их выпускают: с резьбой, гравировкой, интарсией, инкрус-тацией, чеканкой, финифтью, накладной филигранью, чернеными, оксидированными, полирован-ными, шлифованными, тиснеными, с налепами, выжиганием, росписью и пр.

По тематике художественные изделия делят на изделия со сказочно-былинной тематикой; отображающие исторические события и современную действительность; изображающие расти--тельный и животный мир; орнаментального сюжета.

В свою очередь, каждую группу изделий народных художественных промыслов можно разделить по народным художественным промыслам, поскольку у каждого промысла - своя орнаментация, цветовая гамма, способы изготовления и отделки изделий и другие отличительные признаки.

Тематический обзор курса «история История декоративно-прикладного искусства» составлен с учетом анализа развития не только русского декоративно-прикладного искусства, но и декоративно-прикладного искусства народов, входивших в состав России до Социалистической революции 1917 года, а также бывших социалистических республик СССР. История этих народов в общем и история декоративно-прикладного искусства, в частности, неразрывно связаны с историей России.