ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Антропоцентризм

(от антропо и лат. centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей

2

Архивольт

(итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга), архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проёма. А. выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом её обработки

3

Висячие сады

сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами

4

Галатея

в древнегреческой мифологии: 1) нереида, олицетворение спокойного моря. 2) изваянная Пигмалионом прекрасная статуя, ожившая и ставшая его возлюбленной

5

Гелиоцентрическая система мира

(от гелио и центр), учение, согласно которому Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси

6

Диоскуры

(греч. Dióskuroi, буквально – сыновья Зевса), в древнегреческой мифологии сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк). Согласно мифам,
Д. совершили ряд подвигов (поход в Аттику, чтобы освободить сестру Елену, похищенную Тесеем, участие в походе аргонавтов и др.). Кастор славился как укротитель коней, Полидевк – как кулачный боец. По происхождению Д. – местные спартанские божества, которым в историческое время воздавались почести как покровителям спартанского государства

7

Иконография

(от греч. eikón – изображение, образ и графия), в изобразитель-ном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологичес-кой концепцией (И. Богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве)

8

Ирригационные сооружения

от ирригация – в сельском хозяйстве подвод воды на земли, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы; один из видов мелиорации. Более распространён термин орошение

9

Итальянские войны

1494–1559, войны между Францией, Испанией, «Священной Римской империей» (с вмешательством др. государств) за обладание Италией, а также и за гегемонию в Европе. Велись преимущественно на территории Италии. Политическая раздробленность Италии, распри между итальянскими государствами облегчали осуществление агрессивных замыслов крупных держав

10

Картон

в искусстве подсобный крупноформатный рисунок (иногда расцвеченный), выполняемый в размере будущего произведения фресковой живописи, мозаики, витража, шпалеры. При переносе композиции будущей фрески на стену контуры К. прокалы-вались. К. был широко распространен в практике европейских художников эпохи Возрождения и XVIIXVIII вв.

11

Католицизм

(от греч. katholikós – всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Обособление К. в христианстве началось в III–V вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395г. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867г. (ликвидирован на рубеже IX-X вв.), вновь произошёл в 1054 г. (см. Разделение церквей) и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 г. Константинополя (когда из него вынужден был выехать Константино польский патриарх)

12

Кватрочентисты

мастера раннего итальянского Возрождения

13

Клерикальный

церковный, связанный с церковными организационными структурами

14

Меценатство

от:Меценат Гай Цильний (Gaius Cilnius Maecenas) (р. между
74–64 – умер 8 до н.э.), римский государственный деятель, приближённый императора Августа, убеждённый сторонник монархии. Никогда не занимая государственных должностей, выполнял в 30-х гг. для Августа важные политические и дипломатические миссии (например, при переговорах с Марком Антонием), а также частные поручения (при заключении брака Августа со Скрибонией). Известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима. Дружил с лучшими поэтами своего времени — Горацием, Вергилием, Проперцием и др., оказывал им покровительство и защиту. От собственных сочинений М. (прозаических и стихотворных) дошли небольшие отрывки. Имя М. как покровителя деятелей науки и искусства стало нарицательным

15

Реформация

(от лат. reformatio – преобразование, исправление), в XVI в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком, буквальном смысле Р. проведение религиозных преобразований в духе протестантизма

16

Руст

облицовка или имитация таковой в форме грубо отесанных крупных камней

17

Сакристия (ризница)

(позднелат. sacristia, от sacrum – священная утварь), помещение в католических храмах (расположенное к С. или Ю. от хора), где хранятся принадлежности культа, совершаются облачение священнослужителей и некоторые обряды. Известны С. в виде отдельно стоящих построек

18

Табуларий

в древнем Риме – здание городского архива

19

Тондо

картина или рельеф круглой формы

20

Трельяж

(франц. treillage), зеркало, состоящее из трёх створок. В садово-парковом искусстве – тонкая решётка для вьющихся растений, имеющая декоративное и практическое (солнцезащитное) назначение

21

Тритон

в древнегреческой мифологии морское божество, сын Посейдона и владычицы морей Амфитриты. Изображался в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног

22

Экседра

(греч. exédra), в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед

23

Эмпиризм

(от греч. empeiría – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противо-положность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания