Сборники правовых норм, каталоги и «Классификатор правовых актов»

В современной литературе по проблемам библиотечно-библиографической классификации (ББК) отмечается отсутствие подготовки высококвалифицированных специалистов в области систем классификации документов. За рубежом таких специалистов называют классификационистами или классификациологами. Такая работа требует как владения классификационной методологией, так и накопления большого запаса знаний в конкретных отраслях знания. Современное законодательтсво имеет свою систему классификации, однако для ориентирования в истории правовых норм, в теории права придется обращаться к фондам фундаментальных библиотек и системам поиска с помощью ББК.

Например, материал исторического характера содержится в книгах: «Охрана памятников истории и культуры в России XVIII – нач. XX вв. Сб. док-тов» (М., 1978), «Охрана памятников истории и культуры. Сб. док-тов» (М.: Сов. Россия, 1973), Князев К.Ф. «Зоны охраны памятников культуры» (М., 1977), «Сборник документов по музейному делу» (М., 1987), «СССР и ЮНЕСКО: Документы и материалы, 1964-1987» (М.: Международные отношения, 1989), Гуров А.И. «Предупреждение и раскрытие краж культурных ценностей» (М., 1983), «Проблемы использования и сохранности музейных ценностей» (М., 1985). Невский Н. «Право и ценности» (М., 1987), «Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР» (Л., 1990), Кисловский Ю.Г. «Контрабанда: история и современность» (М., 1996), «Охрана наследия за рубежом. Опыт прошлого и современные проблемы. Сб. статей» (1995), Щенникова Л.В. «Культура и право» (М., 1992).

Для осознания динамики, причин и явлений, сопутствующих изменениям в сфере искусства с началом рыночных отношений накануне распада СССР, историку интересны документы переходной эпохи. Они собраны в издании: «Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования» (1989). Эти документы содержат, в частности, материалы о переводе театров страны на новые условия хозяйствования, положения о целевом творческом заказе на спектакль и о внутрисоюзной гастрольной деятельности театров, о переводе концертных организаций страны на новые условия хозяйствования, об условиях и оплате труда работников в концертных организациях, методические рекомендации по организации деятельности культурно-просветительских учреждений в новых условиях хозяйствования, указание о квалификационных характеристиках главного художника, художника-постановщика и ассистента художника-постановщика театров. В первый год рыночных отношений после распада СССР принят Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре».

В центрах правовой информации крупных библиотек читатель, обратившийся например, к книгам открытого доступа, стоящим на полках, встретится с рубриками: авторское право, информационное право, история зарубежного права, история русского права, международные организации, периодика, собственность, справочные издания, таможня, юридическое образование и др. Можно заметить, что перечисленная классификация основана на ключевых понятиях, расположенных в алфавитном порядке. Для нужд практической работы менеджера некоторые из этих рубрик (например, авторское право, собственность) в дают очевидный ключ к поиску литературы, помогающей ориентироваться в правовых нормах, при необходимости организовать выставку, копирование, приобретение, сохранение, передачу ценностей.

Существует «Классификатор правовых актов», одобренный Указом Президента Российской Федерации, от 15 марта 2000 г. № 511 (опубликован: «Российская газета». 22 марта 2000 г.). Немало рубрик этого классификатора имеют отношение к тем проблемам искусства и его социальных функций, с которыми встречается или может встретиться менеджер. Среди рубрик есть такие: Учет и систематизация нормативных правовых актов (010.140.040), Эстетика в промышленности, дизайн (090.010.040), Градостроительство и архитектура (0980.050.000), Управление в сфере градостроительства и архитектуры (090.050.020), Основные направления градостроительной деятельности (090.050.030), Градостроительные нормативы, градостроительная документация, экспертиза (090.050.050), Разрешение споров, ответственность сторон за нарушение законодательства об архитектурной деятельности и градостротельстве (090.050.060), Образование. Наука. Культура (130.000.000), Увековечение памяти выдающихся людей, исторических событий. Присвоение имен (010.210.000), Праздники, памятные даты, юбилеи (010.200.000), Договоры (соглашения) между субъектами Российской Федерации (010.070.040), Участие Российской Федерации в международных гражданско-правовых отношениях (030.150.040), Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц (030.030.020), Некоммерческие организации (030.030.050), Хранение (030.120.150), Страхование (030.120.160), Международное страхование (030.150.150), Обязательства вследствие причинения вреда (030.120.220), Возмездное оказание услуг (030.120.100), Перевозка, транспортная экспедиция (030.120.110), Договоры о выполнении работ за рубежом (030.150.110), Договоры об оказании услуг в международных гражданско-правовых отношениях (030.150.120), Международные выставки, торги, аукционы, ярмарки (100.110.000), Таможенно-тарифное регулирование (100.120.010), Ограничения на ввоз (100.130.030), Ограничения на вывоз (100.130.040), Запреты на вывоз и ввоз (100.150.000), Таможенное оформление (100.170.050), Таможенная стоимость (100.170.060), Таможенные платежи (100.170.090), Нарушение таможенных правил и ответственность за эти нарушения (100.170.120), Интеллектуальная собственность (030.130.000), Интеллектуальная собственность (исключительные права) в международных гражданско-правовых отношениях (030.150.170), Авторское право (030.130.020), Смежные права (030.130.030), Информация и информатизация (120.000.000), Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка (060.020.150).

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 (опубликован: "Российская газета". 12 марта 2004 г.) непосредственное отношение к деятельности в сфере искусства имеет Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которого входит Федеральное агентство по культуре и кинематографии. В состав Министерства образования и науки Российской Федерации входит Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Согласно этому же Указу, под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

По этому Указу Министерству культуры и массовых коммуникаций переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, а также функции преобразуемой Федеральной архивной службы Российской Федерации. Федеральному агентству по культуре и кинематографии переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере культуры и кинематографии упраздняемого Министерства культуры Российской Федерации.

В составе Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», принятого Государственной Думой 18 апреля 2003 г. и одобренного Советом Федерации 23 апреля 2003 г., существует «Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» (опубликован: «Российская газета». 13 мая 2003 г.).

В целевых бюджетных статьях предусмотрена государственная поддержка Российской академии архитектуры и строительных наук (код 279), Российской академии художеств (код 280), народных художественных промыслов (код 309), театров, концертных организаций и других организаций исполнительских искусств (код 411), деятельности цирковых организаций (код 414), кинематографии (код 415), издательств (код 421), государственных телерадиокомпаний (код 420), средств массовой информации (код 424).

Принята федеральная целевая программа на 2002-2010 гг.: «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов» (код 658), предусмотрены ведомственные расходы на культуру и искусство (код 410). В том же Федеральном законе существует «Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации».

К проблемам менеджмента в сфере искусства могут относиться следующие виды расходов: содержание особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (код 273), музеи и постоянные выставки (код 283), содержание объектов социально-культурной сферы (код 285), проведение выставок, ярмарок за рубежом (код 051), расходы на охрану окружающей среды, особо охраняемых историко-культурных и природных территорий (код 555), организация и содержание заповедников и национальных парков (код 225), прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (код 287), театры, концертные организации и другие организации исполнительского искусства (код 281), организации кинематографии (код 282), дворцы и дома культуры, другие учреждения клубного типа (код 280).

Предусмотрены подпрограммы: «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы» (код 745), «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» (код 711), «Кинематография России» (код 712), «Архивы России» (код 713), «Поддержка полиграфии и книгоиздания России 2002-2005 гг.» (код 714), «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» (код 744), «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани» (код 800).

В «Сборнике нормативных документов для культурно-досуговых учреждений» (2003) использована классификация: на законодательные акты общей юрисдикции (включая законодательство Российской Федерации и практику регионов), на нормативные акты государственной поддержки культуры (включая федеральные целевые программы и практику регионов), на законодательство по поддержке народного творчества и любительского искусства (включая федеральное законодательство и практику регионов), на законодательные и нормативные акты, определяющие порядок оформления учредительных документов органов управления культурой и учреждений культуры (включая законы и нормативные акты Российской Федерации, положения и уставы; практику регионов, положения и уставы учреждений культуры, типовые положения о коллективах самодеятельного творчества); нормативные акты по вопросам имущества и землепользования (включая федеральные и практику регионов), бухгалтерский учет, налогообложение и оплата труда; нормативные акты по вопросам охраны труда.

В «Сборнике нормативных материалов по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия» (2005) документы классифицируются: на законодательные акты, регулирующие отношения в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, а также на международные акты, регулирующие сферу охраны, использования и популяризации памятников мирового культурного наследия.

В «Сборнике международных нормативных актов ЮНЕСКО» (1993) нормативные акты классифицируются на конвенции, рекомендации и декларации, документы по вопросам культуры и коммуникаций, архивов и библиотек, авторского права и прав, близких к авторским.

В частности, 26 ноября 1976 г. была принята «Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей», в которой говорится, что во многих странах отсутствует достаточно эффективное и гибкое законодательство относительно архитектурного наследия и его взаимосвязи с деятельностью по благоустройству территории. Для целей Рекомендации под историческими или традиционными ансамблями подразумеваются любые совокупности зданий, сооружений и открытых пространств, составляющих людские поселения в городской или сельской местности, целостность и ценность которых признаны с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения. Речь идет, например, о городских кварталах, деревнях и небольших селениях, об однородных монументальных ансамблях.

Под окружением подразумевается в Рекомендации естественная или созданная руками человека окружающая среда, которая влияет на статичное или динамичное восприятие этих ансамблей, или которая непосредственно связана с ними в пространстве или в социальном, экономическом или культурном отношении. Под охраной Рекомендация понимает выявление, защиту, сохранение, реставрацию, восстановление, содержание в порядке и возрождение к жизни исторических или традиционных ансамблей и окружающей их среды.

Рекомендация среди общих принципов предлагает, что исторические или традиционные ансамбли или их окружение следовало бы рассматривать как составляющие всеобщее невозместимое наследие. Каждый исторический или традиционный ансамбль и окружающую его среду следовало бы рассматривать в совокупности как единое целое, равновесие и особый характер которого зависят от синтеза составляющих его элементов, и которое включает деятельность людей, а также здания, структуру пространства и окружающие зоны.

Исторические или традиционные ансамбли и их окружение следовало бы активно оберегать от всякого ущерба, в частности, связанного со всевозможным загрязнением, а также с неправильным использованием, ненужными пристройками и излишними или безвкусными перестройками во вред их самобытности. Восстановительные работы следовало бы проводить на научной основе. Точно так же следовало бы уделять большое внимание гармонии и эстетике, обусловленными наличием связей или контрастов между различными элементами, составляющими ансамбли и придающими каждому из них свой особый характер.

Рекомендация отметила, что в условиях современной урбанизации, которая ведет к значительному увеличению масштабов и плотности застройки, помимо опасности прямого разрушения исторических или традиционных ансамблей, существует реальная угроза того, что районы новостроек могут нанести ущерб окружению и характеру близлежащих исторических или традиционных ансамблей. Архитекторам и градостроителям следовало бы проявлять осторожность с тем, чтобы не повредить общей панораме памятников и исторических ансамблей и окружающей их перспективе, и чтобы исторические или традиционные ансамбли гармонически вписывались в современную жизнь. Рекомендация констатирует, что в эпоху, когда существует опасность того, что растущая универсальность методов строительства и архитектурных форм может привести к созданию единообразного окружения во всем мире, сохранение исторических или традиционных ансамблей может явиться выдающимся вкладом в дело сохранения и развития культурных и социальных ценностей каждой страны.

На протяжении последующих 30 лет после принятия этой рекомендации, в 1990-х годах и в начале XXI в., отмеченные опасности продолжали проявляться в усиливающейся форме. Вошел в обиход и стал широко распространенным термин глобализация. Среди же знаменитых архитектурных ансамблей, например, египетские пирамиды возрастом 5 тысяч лет, считавшиеся одним из чудес света еще античного мира, находившиеся в год принятия Рекомендации в окрестностях египетского города Каира, уже в середине 1990-х гг. из-за расширения города оказались в непосредственной и опасной близости к новейшей городской застройке.

Среди нормативных актов Российской Федерации практическое значение для специалиста имеют Письмо Минэкономики Российской Федерации и Госкомстата Российской Федерации

«О методических рекомендациях по отнесению продукции к изделиям художественных промыслов» (от 27 июня 1993 г.), Федеральный закон «О народных художественных промыслах» (от 6 января 1999 г.), Приказ Минэкономики Российской Федерации «Об утверждении «Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которыми осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов» (от 28 декабря 1999 г.); Постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» (от 18 января 2001 г.) и «Об утверждении Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов» (от 4 декабря 1999 г.).

В целях реализации федеральных целевых программ государственной поддержки культуры после 2000 г. было создано Типовое положение о конкурсной комиссии по рассмотрению и отбору проектов в рамках программных мероприятий подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)», созданы и другие подобные документы. Действовала также государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

На федеральном уровне разработано «Положение о присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», также разработан документ о порядке предоставления и рассмотрения ходатайств о присуждении Почетного диплома Президента Российской Федерации за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства.

В практике регионов можно выделить «Положение о гранте Министерства культуры Свердловской области на подготовку менеджеров в сфере культуры».

При оформлении учредительных документов учреждений культуры нормативными актами являются, в частности: Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 г.), Феде-ральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (от 8 августа 2001 г.), пример-ное «Положение о научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры», Закон Российской Федерации «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» (от 26 мая 1996 г.), «Положение о музейном фонде Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г., «Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г., «Положение о лицензировании деятельности музеев Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г.

По вопросам имущества и землепользования такими документами являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1), Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (от 21 декабря 2001 г.), Закон «О государст-венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Закон «О государственном земельном кадастре»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. утверждено Положение «О Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»; Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (от 17 ноября 1995 г.), Закон «О плате за землю», Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (от 14 января 1993 г.), Федеральный закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (от 19 мая 1995 г.); приказы Минкультуры Российской Федерации: «Об организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры» (от 24 сентября 2002 г.), «О порядке согласования Министерством культуры Российской Федерации предложений по приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (от 14 мая 1999 г.), «О порядке рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения» (от 12 мая 1999 г.), «Порядок определения сметной стоимости реставрационно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры», Положение «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры Российской Федерации»; распоряжение Минкультуры Российской Федерации, Госкомимущества Российской Федерации «О страховой защите недвижимых памятников истории и культуры, передаваемых в аренду» (от 13 октября 1995 г.).

Существуют «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», Указ Президента Российской Федерации (от 30 мая 1994 г.) «О реализации предметов антиквариата на территории Российской Федерации», «Положение о порядке и условиях лицензирования деятельности, связанной с реализацией предметов антиквариата на территории Российской Федерации» (утвержденно Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г.), Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (от 15 апреля 1998 г.), вынесено Постано-вление Конституционного Суда Российской Федерации (от 20 июня 1999 г.) по делу о проверке конституционности этого закона. Существует инструкция (утвержденная Приказом Главного архивного управления при СМ СССР от 24 марта 1980 г.) «О выявлении, учете, описании и хранении особо ценных документов», письмо ГТК (от 9 июня 1997 г.) «О ввозе и вывозе документов государственной и негосударственной частей архивного фонда».

По вопросам бухгалтерского учета и налогообложения нормативными документами являются, в частности: Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31 июля 1998 г.), Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г.); постановления Правительства Российской Федерации, письма и приказы Минфина об изменениях и дополнениях в ряд нормативных документов, об открытии лицевых счетов, о бланках строгой отчетности, об указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации; «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (от 15 апреля 1998 г.) и другие документы.

По вопросам оплаты труда в учреждениях культуры нормативными документами являются: Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г.), Постановления Правительства Российской Федерации: «О минимальных ставках авторского вознаграждения», «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды исполнения (постановки)» и другие подобные документы, «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих», «Перечень работ, относящихся к архитектурно-художественной реставрации на памятниках истории и культуры», Положение (утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г.) «О лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общеросссийского) значения».

По вопросам охраны труда нормативными актами являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (от 17 июля 1999 г.), «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», «Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковос-производящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках», а также различные постановления Минтруда, приказы и письма Минкультуры и другие документы.

Государственная Дума приняла (26 февраля 2006 г.) Федеральный закон «О противодействии терроризму» (одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г.), подписанный Президентом Российской Федерации 6 марта 2006 г. В Законе под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных действий (ст. 3). К террористической деятельности Закон относит в том числе и пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ст. 3). Закон запрещает создание и деятельность в Российской Федерации организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 24).

27 июня 2002 г. был принят Государственной Думой Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.), подписанный Президентом Российской Федерации 25 июля 2002 г. («Российская газета». 30 июля 2002 г.). Статьи 1 и 15 этого Закона изложены более подробно благодаря Федеральному закону Российской Федерации «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» («Российская газета». 29 июля 2006 г.). Названный Закон об изменениях принят Государственной Думой (8 июля 2006 г.), одобрен Советом Федерации (14 июля 2006 г.), подписан Президентом Российской Федерации 27 июля 2006 г.

Согласно этому закону в редакции 2006 г. (ст. 1), экстремистская деятельность (экстремизм) означает деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц, направленую в частности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к нему, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков по мотивам ненависти или вражды в отношении перечисленного в законе спектра понятий и объектов ненависти и вражды, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к перечисленному в законе спектру понятий.

Закон (ст. 13) запрещает издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1, уточняя, что к таким материалам относятся: официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества, и содержащие признаки, предусмотренные частью 1 статьи 1 данного Закона; любые иные, в том числе анонимные материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью 1 статьи 1 данного Закона. Установление наличия таких признаков осуществляется федеральным судом по месту нахождения организации, осуществляющей издание таких материалов, на основании представления прокурора.