Полномочия и направления деятельности государственных органов в сфере, связанной с менеджментом искусства

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации (от 6 апреля 2004 г.) «Вопросы Федерального агентства по культуре и кинематографии» («Российская газета». 13 апреля 2004 г.) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (от 9 марта 2004 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены вопросы, относящиеся к сфере деятельности и компетенции данного агентства.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет, в частности, оказание государственных услуг в области культуры, искусства и кинематографии; ведение Единого Государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (являясь его депозитарием), банка данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, Государственного регистра кино- и видеофильмов, перечня культурных ценностей, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; обеспечение соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей, а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации (от 7 апреля 2004 г.) «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (от 9 марта 2004 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» названная федеральная служба находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам являются: обеспечение установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования; осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке; регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектульной собственности; осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов, проведение аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации и др.

Согласно «Положению о Министерстве культуры Российской Федерации» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г.) Минкультуры является федеральным органом, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Перечисленные выше области далее в Положении именуются сферой культуры. Минкульт согласно этому Положению руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации и данным Положением.

Минкульт является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Среди основных задач Минкульта названо определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры; разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передаче права собственности на культурные ценности.

Согласно Постановлению, Минкульт в частности, разрабатывает и реализует в установленном порядке федеральные целевые программы развития культуры и искусства; осуществляет государственный учет и охрану недвижимых памятников истории и культуры Российской Федерации, в том числе особо охраняемых территорий; разрабатывает и утверждает правила, нормативы и стандарты в области государственного учета, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры (в пределах полномочий, предоставленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами); устанавливает (в пределах своей компетенции) режим содержания и использования объектов исторического и культурного наследия, в том числе особо охраняемых территорий, включенных в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»; обеспечивает экспертизу и согласование проектов реставрации и иных видов работ, осуществляемых на недвижимых памятниках истории и культуры (либо связанных с ними); осуществляет аттестацию специалистов в области реставрации памятников истории и культуры; производит лицензирование деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонта памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения; организует проектирование памятников и монументов, сооруженных в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации; обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в Российской Федерации; включает музейные предметы и музейные коллекции в состав Музейного фонда Российской Федерации и исключает их из состава этого фонда; ведет Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации; осуществляет государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящейся в федеральной собственности, и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также за деятельностью негосударственных музеев Российской Федерации; осуществляет лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации); реализует от лица государства преимущественное право покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации; устанавливает порядок и условия доступа к музейным предметам и музейных коллекциям, находящимся в депозитариях государственных музеев; содействует развитию всех видов и жанров профессионального искусства, сохранению творческого наследия крупнейших деятелей отечественной и мировой культуры; реализует меры государственной поддержки деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также культуры российской провинции; приобретает произведения изобразительноого и декоративно-прикладного искусства, драматургические и музыкальные произведения в целях пополнения государственных музейных и библиотечных фондов, репертуара театров и музыкальных коллективов, а также осуществляет финансирование работ по созданию указанных произведений; способствует расширению гастрольной и выставочной деятельности в Российской Федерации; осуществляет аттестацию и государственную аккредитацию подведомственных образовательных учреждений; обеспечивает проведение научно-исследовательских работ в сфере культуры; принимает решения о возможности вывоза и временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации; выдает юридическим или физическим лицам свидетельства на право вывоза и временного вывоза культурных ценностей; взимает в установленном порядке специальные сборы за право вывоза и временного вывоза культурных ценностей; обеспечивает организацию и проведение искусствоведческой и историко-культурной экспертизы заявленных к вывозу и временному вывозу культурных ценностей, а также при возврате после временного вывоза и передаче прав собственности на них; составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; осуществляет публикацию информации о культурных ценностях, задержанных или конфискованных таможенными или другими правоохранительными органами; осуществляет передачу культурных ценностей, обращенных в доход государства, в государственный музейный, архивный или библиотечный фонды либо религиозным объединениям; осуществляет контроль за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей; формирует банк данных хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции и вывоз за рубеж культурных ценностей и предметов антиквариата; принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации меры по восстановлению прав законных собственников культурных ценностей при незаконном вывозе и ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них; создает, реорганизует и ликвидирует подведомственные учреждения культуры, науки и образования (в пределах выделенных бюджетных ассигнований); организует экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов культуры федерального значения; анализирует состояние рынка услуг в сфере культуры, организует распространение данных о его конъюнктуре; организует бухгалтерский и статистический учет в сфере культуры; имеет право издавать нормативные правовые акты межведомственного характера, организовывать и проводить конкурсы, фестивали, выставки, выставки-продажи, акуционы, симпозиумы, музейный и библиотечный обмен и другие мероприятия в сфере культуры, учреждать газеты, журналы и другие средства массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Минкульта.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей (ст. 282 п. 5).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят Государственной Думой 23 декабря 2005 г. и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2005 г.) в государственной регистрации неком-мерческой организации может быть отказано по следующим основаниям (ст. 23):

• если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

• если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же названием;

• если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, националь-ные и религиозные чувства граждан;

• если необходимые для регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке либо представлены в ненадлежащий орган.

В государственной регистрации иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть также отказано:

• если цели создания этой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

• если цели создания отделения этой организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации;

• если ранее загеристрированная на территории Российской Федерации некоммерческая организация была ликвидирована в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Некоммерческая организация обязана представить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представлений указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицами указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

В отношении некоммерческой организации уполномочнный орган вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организацией их распорядительные документы; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях. Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества. Такое же решение может быть вынесено уполномоченным органом в отношении осуществления программы некоммерческой организации или части этой программы. Невыполнение указанного решения влечет исключение организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.