ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Антаблемент

(франц. entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, основной элемент архитектурного ордена; членится на архитрав, фриз, карниз

2

Архивольты

(лат. arcusvolutus– обрамляющая дуга) выступающее из плоскости стены (профилированное) обрамление арочного проема

3

Архитектоника

(от греч. architektonike – строит. искусство), художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объемных произведений декоративного искусства

4

Базиликальный

от базилика (от греч. basilike — царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей — т.н. кораблей, или нефов

5

Гризайльный

от гризайль – декоративная монохромная роспись, имитирующая скульптурный декор

6

Гурты

(нем. Gurt, буквально — пояс, подпруга), арка из тесаных клинчатых камней, которая укрепляет ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. Применение Г. в готической архитектуре явилось одним из первых примеров разделения постройки на прочный каркас и легкое заполнение

7

Имперсональность

отвлеченность, лишенность личностной конкретности

8

Ионики

декоративные элементы, свойственные ионическому ордеру

9

Истрийский

от: Истра, полуостров между заливами Триестским и Риекским Адриатического моря, в Югославии и частично в Италии

10

Капеллы

(позднелат. capella, итал. cappella — часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. К. находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора), а также в замках и дворцах. Строились и отдельно стоящие К

11

Кассетированный

от:кассеты в архитектуре, то же, что кессоны

12

Кватрочентисты

мастера раннего итальянского Возрождения

13

Кессонированный

от: кессоны (кассеты) в архитектуре, углубления, обычно квадратные или многоугольные, на потолке или на внутренней поверхности арки, свода. К. играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений

14

Крестово-купольная
система

то же, что крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии. В классическом варианте к.-к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами

 

15

Крестовый свод

свод, образованный перечечением под прямым углом двух полуциркульных сводов

16

Машикули

(франц. mâchicoulis), навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, М. использовались как элемент архитектурного декора

17

Муранская школа

от: Мурано (Murano), северный пригород Венеции, расположенный на острове Мурано и др. мелких островках в Венецианской лагуне. 7,8 тыс. жителей (1965). Известен традиционным производством (с 13 в.) венецианского стекла. Производится листовое, промышленное и лабораторное стекло

18

Октагональный

перпендикулярный

19

Пилястры

пилястр (итал. pilastro, от лат. pila — колонна, столб), плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны, но, в отличие от нее, обычно лишенный энтазиса. П. широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда П. конструктивно усиливает стену

20

Пинакотека

(греч. pinakotéke, от pínax — доска, картина и théke — хранилище), хранилище живописных произведений, картинная галерея

21

Пределла

боковая часть композиции

22

Прокурация

здание податного ведомства

23

Раскрепованный

от: раскреповка, небольшой выступ плоскости фасада, антабле-мента, карниза и пр. Р. применяется главным образом для членения или пластического обогащения фасада здания

24

Сакристия

(ризница)

(позднелат. sacristia, от sacrum – священная утварь), помещение в католических храмах (расположенное к С. или Ю. от хора), где хранятся принадлежности культа, совершаются облачение священнослужителей и некоторые обряды. Известны С. в виде отдельно стоящих построек

25

Скуола

среднее учебное заведение

26

Средокрестие

в средневековых (преимущественно романских и готических) христианских храмах пространство, образованное пересечением продольных нефов с поперечным трансептом

27

Субструкции

опорные сводчатые конструкции

28

Терракотовые

от: терракота (итал. terra cotta, от terra – земля, глина и cotta – обожженная), керамические неглазурованные изделия с цветным пористым черепком, имеющие художественное и утилитарное значение (посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, облицовочные плитки и архитектурные детали)

29

Тондо

(итал. tondo, буквально – круглый), произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму. Нередко термином «Т.» обозначают лишь изображения мадонны с младенцем, круглые по композиции и характерные для итальянского ренессансного искусства флорентийской школы середины XV– первой половине XVI вв.

30

Трансепт

(позднелат. transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда), поперечный неф в базиликальных и крестообразных в плане храмах. Т. возникли в раннехристианских храмах, когда усложнение обрядов потребовало увеличить пространство перед алтарем и аспидой. Переход от продольных нефов к Т. оформлялся подпружной аркой средокрестия

31

Трехпролетная

арочная конструкция, состоящая из трех соединенных в одной плоскости арок, как правило средняя большего диаметра

32

Хор

в архитектуре, в раннехристианских культовых сооружениях пространство перед главным алтарем, где помещался хор певчих; позднее в западно-европейских странах Х. стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания

33

Центральнокупольная постройка

архитектурное сооружение, композиционно построенное по принципу центральной симметрии и увенчанное куполом

34

Эскориал

(Escorial), город в Испании, в провинции Мадрид, в области Новая Кастилия, в предгорьях Сьерры-де-Гвадаррама. В Э. – монастырь-дворец Филиппа II Сан-Лоренсо дель Эскориаль

35

Эпикуреистический

ориентированный на эпикуреизм, философские учения, исходящие из идей Эпикура. Основанная им в Афинах философская школа («Сад») явилась одним из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма. Новое оживление и распространение Э. (особенно этики и атомистического учения) происходит в эпоху Возрождения и продолжается в XVIIXVIII вв.; наиболее последовательно идеи Э. развивал П. Гассенди. Э. нередко получал и вульгарное толкование как культ чувственных наслаждений (в Древнем Риме, у философов Возрождения, французских просветителей)