ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Эволюция искусства раннего Возрождения в Италии представляет картину исключительной сложности и многообразия. С первых десятилетий XV в. Флоренция заняла ведущее положение не только в социальном и политическом развитии Италии, но и в области культуры и изобразительного искусства. Новое направление в архитектуре Италии XV в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось также во Флоренции. Эволюция итальянской архитектуры в XV в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Общепризнанным родоначальником нового направления явился Филиппj Брунеллески (1377–1446). Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404–1472), а самым ярким выразителем новых архитектурных тенденций во флорентийском зодчестве второй половины XV в. стал Джулиано да Сангалло (1445–1516).

Из других областей Италии самобытностью своих архитектурных традиций выделялась Ломбардия. Здесь сильнее, чем где-либо, сказывалось наследие средневекового зодчества. В Венеции собственно ренессансная архитектура начинает свое развитие только в конце XV в. Период до последней четверти XV в. именуется венецианской готикой, а последняя четверть века – ранним венецианским Возрождением.

XV век в Италии дает уже богато разработанную теорию искусства. Крупнейшим теоретиком этого столетия был Леон Баттиста Альберти, архитектор и один из наиболее разносторонне одаренных деятелей культуры Возрождения. Главными центрами творческого воспитания и приложения сил для итальянских скульпторов были мастерские, возникшие при больших постройках, например при соборах, сооружение которых затягивалось на многие десятилетия.

Наиболее широко применявшимся материалом в скульптуре был камень, вслед за тем шла бронза, реже дерево. В скульптуре XV в. нередко использовался цвет, в связи с чем большое распространение получили поливные терракоты, покрытые глазурью различных тонов, и терракоты безглазурного обжига.

Переходная стадия от скульптуры треченто к новому искусству XV века наиболее наглядно выразилась в творчестве Лоренцо Гиберти (1378–1455). Однако подлинным реформатором скульптуры явился Донателло (1386–1466), который наряду со своими друзьями Брунеллески и Мазаччо входит в число трех великих родоначальников ренессансного искусства в Италии. Третий из крупнейших итальянских мастеров первой половины XV в. – Якопо делла Кверча (1374–1438) – первоначально был теснее них связан с готической традицией, но впоследствии он решительно преодолел ее воздействие в своих зрелых произведениях.

Основоположник ренессансной живописи флорентиец Мазаччо (1401–1428/29). Главной монументальной работой Мазаччо явились его фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.

С середины XV в. становится заметной дифференциация ряда художественных проблем между различными школами и направлениями флорентийской живописи кватроченто. Крупнейшим мастером середины XV в. в Средней Италии был Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20–1492). В своей живописи он особенно четко сформулировал идеи ренессансного художественного мышления, исходившего в своем развитии из рационалистического познания мира, из веры в могущество точной науки.

Наряду с Флоренцией одним из очагов гуманистической культуры XV в. была Падуя. Присоединенная в 1406 г. к Венецианской республике, «ученая» Падуя, как ее называли современники, прославилась и своим искусством, наиболее ярким представителем которого был один из самых значительных художников-монументалистов XV в.– Андреа Мантенья (1431–1506).

В небольших замкнутых герцогствах Северной Италии – Ферраре, Модене, Павии, где существовала крепкая связь с феодальными традициями, пережитки готического стиля чувствовались гораздо сильнее и отражались в своеобразном, нередко еще далеком от реальной действительности искусстве.

Второе поколение флорентийских скульпторов выступило на художественную арену тогда, когда уже был заложен крепкий фундамент реалистического искусства. Выразителем стиля позднего кватроченто является прежде всего Андреа Верроккьо (1435/36–1488), один из крупнейших мастеров своего времени.

Социальный характер Флорентийской республики сильно изменился к последним десятилетиям XV в. Живопись Сандро Боттичелли (1444–1510), одного из выдающихся художников конца XV в., будучи ярким порождением этой эпохи, несла на себе отпечаток многих идей, сложившихся в окружении медицейского двора.