ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Пришедший на смену Высокому Ренессансу период позднего Возрождения нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Длительный кризис охватил государства Средней Италии, стонавшие под пятой итальянских и иноземных деспотов. Но даже в этих тяжелых условиях прогрессивные художественные силы отнюдь не были сокрушены. Их главной опорой стала Венеция, которая к середине XV в. достигает наивысшей степени своего могущества и богатства.

Период формирования Высокого Возрождения падает, как и в остальной Италии, на конец XV в. Именно в эти годы выдвигаются фигуры ведущих художников – Беллини и Джорджоне, первого мастера венецианской школы, целиком принадлежащего Высокому Возрождению.

В новых исторических условиях XVI в. центральное место занимает творчество Тициана, основанное на переработке и развитии основных достижений Высокого Возрождения, и вместе с тем подготавливающего переход искусства к следующему этапу его исторического развития. Под непосредственным влиянием Тициана развивается выдающийся талант Веронезе (1487–1553).

В искусстве венецианской школы также выделяется работа группы художников так называемой террафермы, то есть «твердой земли» – венецианских владений, расположенных на примыкающей к лагуне части Италии.

Наряду с Микеланджело Тициан представлял поколение титанов Высокого Возрождения, застигнутых на половине своего жизненного пути трагическим кризисом, которым сопровожда-лось для Италии наступление позднего Возрождения. Полностью этому периоду принадлежит творчество Тинторетто.

Преодоление средневекового искусства и культуры в Нидерландах протекало не с помощью обращения к античному наследию и переосмысления монументальных традиций византийского и позднероманского искусства, а путем переработки и дальнейшего развития прогрессивных тенденций в искусстве и духовной культуре той же поздней готики. Знаковыми в этом процессе становятся фигуры Губерта и Яна ван Эйков, которые в современном им искусстве занимают исключительное место.

Решением многих из современных творческих задач искусство северного Возрождения обязано Рогиру ван дер Вейдену (Роже де ля Пастюр), а трогательный гуманный характер его образов нашел свое развитие в творчестве мастера исключительного дарования – Гуго ван дер Гуса. Однако в целом нидерландское искусство неуклонно склонялось к другому пути, что с наибольшей полнотой и последовательностью проявилось в работах Яна (Ганса) Мемлинга.

В условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов возникло неповторимое искусство Босха.

Для первой трети XVI столетия – с ее ломкой прежних принципов и нащупыванием новых путей – характерны и эклектичное сочетание различных тенденций и, напротив, почти фанатичное упорство в осознании и разрешении художественных задач. Эта черта определяет внутренний пафос наиболее крупного мастера рассматриваемой поры – Луки Лейденского (ок. 1489–1533). Тем не менее главной фигурой нидерландской живописи XVI века становится, несомненно, Питер Брейгель Старший.

Драматичная судьба искусства Германии наиболее полно отражена в богатом творческом наследии Дюрера и Грюневальда.