Субъекты авторских прав

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно положениям ЗоАП, а также с учетом норм ГК РФ — это могут быть граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также государство в целом. Права на произведения для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами: создание произведения, переход авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Субъектами авторского права являются, прежде всего, авторы произведений, то есть лица, творческим трудом которых данное произведение создано (ст. 5 ЗоАП), а также создатели производных (зависимых) произведений, таких как переводы, переработки, аранжировки и т.д. Для последующего использования производных произведений необходимо получить согласие, как автора оригинального произведения, так и автора переработки, перевода.

Субъектами авторского права могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Так, например, пятилетний Моцарт был автором созданных им в этот период произведений. Однако осуществлять авторские права могут лица, достигшие 14-летнего возраста (пп. 2 п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса). До этого возраста от имени детей в гражданско-правовых отношениях, в том числе при заключении авторских договоров, выступают их законные представители.

Это правило распространяется также на недееспособных граждан, от имени которых выступают их опекуны.

Лица, ограниченные в дееспособности, согласно п. 1 ст. 30 Гражданского кодекса, могут быть участниками авторско-правовых отношений: заключать договоры, получать гонорар и т.д. с со-гласия попечителя.

Произведения могут быть созданы совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство). Авторское право принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое. Если в произведении можно выделить части, созданные творческим трудом каждого из соавторов, то это - делимое соавторство, например, музыка и слова песни, отдельные главы учебника. В неделимом соавторстве такие части выделить нельзя, например, произведения братьев Гримм, Ильфа и Петрова.

Соавторами являются и лица, создавшие совместным трудом аудиовизуальное произведение. Под аудиовизуальным произведением понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без со-провождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации. Согласно п. 1 ст. 13 ЗоАП авторами аудиовизуального произведения являются;

- режиссер-постановщик;

- автор сценария;

- автор музыкального произведения (с текстом или без текста),специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

При создании аудиовизуального произведения авторы заключают с изготовителем аудиовизу-ального произведения договоры на его создание, в результате которых передаются исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, в отношении аудиовизуального произведения его соавторы по общему правилу не сохраняют исключительные права, а передают их лицу, взявшему на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения.

Автором произведения может быть работник, который создал его при выполнении служебных функций или служебного задания (служебное произведение). В связи с этим между работником и работодателем должен быть заключен трудовой, а не гражданско-правовой договор. В то же время на практике иногда один договор подменяют другим. В связи с этим ч. 3 ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Наглядным примером может быть следующее судебное дело, рас-сматривавшееся в Хорошевском суде г. Москвы. Автор М. подал исковое заявление в суд, потребовав взыскать с ЗАО издательство «Кузьма» и ЗАО Издательский центр «Аванта+» вознаграждение, а также признать за истцом исключительные имущественные авторские права на произведения, вошедшие в книги «Биология», «История России XX века», выпущенные в 1994 г. На основании объяснений истца, ответчика, свидетелей суд установил, что с 1992 г. по 1996 г. М. работал в качестве редактора в издательстве «Аванта+» (преобразовано позднее в издательство «Кузьма»). С автором был заключен подрядный договор, однако в договоре предусматривалось, что написание статей входит в его служебные обязанности. Каждый месяц автор получал зарплату, получал премии, подчинялся внутреннему трудовому распорядку. На основании изложенного суд пришел к выводу, что между издательством и автором существовали трудовые отношения, и в соответствии со ст. 14 ЗоАП, исключительное право на использование принадлежит издательству. В иске автору было отказано.

Законодательство не содержит понятия служебных обязанностей и служебного задания. Круг служебных обязанностей работника определяется трудовым договором, должностными инструкциями и другими локальными актами. Например, штатный журналист газеты пишет для нее статьи. Согласно ст. 14 ЗоАП исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, а авторское право на произведение (личные неимущественные права) принадлежат самому автору, если иное не предусмотрено договором. При этом размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливается договором между автором и работодателем.

Вышеназванные правила не применяются к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям.

Другими субъектами авторских прав являются лица, получившие права на произведение в силу закона или по договору (правопреемник). Так, например, авторские права переходят наследникам после смерти автора. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. В настоящее время такого органа в России нет.

Кроме того, авторские права могут переходить по договорам физическим и юридическим лицам.