Содержание авторских прав

В соответствии со ст. 15 и 16 ЗоАП, автору в отношении его произведения принадлежат имущественные и неимущественные авторские права.

К личным неимущественным правам относятся:

- право авторства;

- право на имя;

- право на обнародование, включая право на отзыв;

- право на защиту репутации автора.

Право авторства — это право признаваться автором произведения, нарушение которого довольно часто имеет место на практике. В Никулинском межмуниципальном районном суде г. Москвы рассматривалось исковое заявление автора из г. Волгограда к МГУ о защите нарушенных авторских прав и о взыскании компенсации в размере 3000 минимальных размеров оплаты труда.

Исковые требования основывались на том, что на книжных лотках в МГУ продавалась брошюра для поступающих с ответами на билеты по математике, автором которой являлся истец. Однако в качестве правообладателя был указан МГУ, а не автор, и никакого авторского договора с автором не было заключено. Издательство, выпустившее в свет его произведение, не только не заключило с ним авторского договора и не выплатило вознаграждение, но даже не указало на экземплярах книги его фамилии, а под значком «copyright» © было указано МГУ для того, чтобы книга пользовалась большим спросом. Ведь авторитет старейшего учебного заведения и его преподавателей непререкаем.

Разобравшись в материалах дела и представленных доказательствах, суд отказал в удовлетворении иска в отношении МГУ, а поскольку в числе ответчиков было привлечено издательство, опубликовавшее книгу, которое к моменту рассмотрения дела преобразовалось, и его вина была установлена, то требования истца были удовлетворены, и сумма компенсации за нарушение авторских прав была взыскана с издательства.

Право на имя — право использовать произведение под своим именем, вымышленным именем (псевдонимом) или анонимно. При использовании произведения анонимно (анонимное произведение) автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через представителя, в качестве которого выступает, как правило, издатель.

Право на защиту репутации автора — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Так, незаконная переработка произведения сопровождается незаконным использованием переработанного произведения, а также нарушением права на неприкосновенность произведения. Например, мебельный центр «На Каховке» в своей рекламе использовал известную революционную мелодию Исаака Дунаевского «Каховка» под рекламу мебельного салона, в связи с чем наследницей правообладателя был предъявлен иск о незаконной переработке произведения1.

В ряде стран данное право трактуется более широко и предусмотрено в законодательстве как право на неприкосновенность произведения. Так, например, в ст. 11 Закона Швейцарии об авторском праве и смежных правах от 9 октября 1992 г. автор обладает правом на неприкос-новенность произведения даже при наличии у третьих лиц права, в силу закона или договора, на внесение в произведение изменений или на его переделку. Автор вправе воспротивиться всякому изменению произведения, наносящему ущерб авторской личности.

Важным личным правомочием автора является право на обнародование - обеспечение доступа к произведению третьих лиц. Это право не может переходить по договору. Автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании не обнародованного произведения или при передаче его работодателю.

Право на обнародование произведения включает в себя право на его отзыв, в соответствии с которым автор имеет право отказаться от ранее принятого решения обнародовать данное произведение. При этом особо отмечается, что автор может осуществить свое право при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 Закона об авторском праве). В некоторых странах существуют специальные гарантии защиты пользователя от злоупотребления правом автора на отзыв произведения. Так, ст. 32 Закона об охране литературной и художественной собственности 1957 г. устанавливает, что если автор после отзыва произведения все же решил его обнародовать, то право приоритета в использовании будет принадлежать первоначальному контрагенту и на ранее определенных условиях.

Следующая группа прав — имущественные права, режим которых регламентирован ст. 16 ЗоАП. В п. 1 ст. 16 закреплено исключительное право автора на использование созданного им произведения. Это значит, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, в каких формах и пределах будет оно использоваться для неопределенного круга лиц.

Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень видов использования произведения, в том числе, право:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение, включая показ, исполнение или передачу в эфир, для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостро-ительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в до-говоре.

Автор наделен особыми правами в отношении произведений изобразительного искусства.

К ним относятся право доступа и право следования. В соответствии со ст. 17 ЗоАП, автор произ-ведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предостав-ления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. В некоторых странах право доступа относится не только к произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам авторского права, которые существуют в единственном экземпляре, например, рукопись произведения. Согласно ст. 14, 15 Закона Швейцарии об авторском праве и смежных правах, автор наделен правом доступа к экземпляру своего произведения, находящегося во владении другого лица, если это оказывается необходимым для осуществления его авторских прав. Кроме того, в Швейцарии авторы обладают «правом на выкуп (или воспроизведение) своего произведения, существующего в единственном экземпляре и находящегося во владении другого лица, которое намеревается это произведение уничтожить»1.

Право следования состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены.

Во Франции право следования включает в себя право на 3-процентное участие в доходах от каждой последующей перепродажи указанных произведений, совершаемых на аукционе или при посредничестве коммерсанта, если цена составляет сумму свыше 100 фр. (в настоящее время единица измерения — евро). Это право неотчуждаемо.