История развития правовой охраны смежных прав

Возникновение смежных прав относится к периоду после Первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.

Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин «авторское право» «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». Однако вопрос о введении охраны результатов исполнительской де-ятельности обсуждался задолго до этого в работах известных ученых1. Такое понятие было дано в связи с тем, что рассматриваемые права имеют сходный характер с авторскими, и, кроме того, большинство объектов смежных прав не могут существовать без объектов авторского права и, соответственно, производны от них. Дело в том, что многие авторы сами не могут и не хотят исполнять свои произведения, а предоставляют это право известным музыкантам, певцам, ко-торые, в свою очередь, могут передать право на запись своего выступления производителям фонограмм и право на передачу в эфир организации эфирного вещания, права которых также носят исключительный характер и подлежат защите, как и авторские права.