Видение, миссия, цели

В качестве методологической основы философии деятельности современного вуза мы определяем гуманизм, аксиологию, аксиомы и принципы гармоничного подхода.

Гуманизм (от англ. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма, постули-рует самодостаточную высшую и самосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловечным все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению. Впервые данный термин был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. Человек для инновацион-ного развития вуза цель, а не средство. Считаем, что те инновации, которые не выдерживают гуманистическую экспертизу, на данный момент не представляют ценности для развития вуза.

Гармония (от греч. harmonia- связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысление мироздания и человека, с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Гармония - это естественный эволюционный процесс, происхо-дящий на всех уровнях мировой цивилизации государства, организаций, человека. Гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека. В гармонии выражается сущностная внутренняя связь внешнеальтернативных начал (порядок и хаос), центростремительные (объединительные) и центробежные (разъединительные) процессы. Явления дисгармонии мы рассматриваем как естественную предпосылку становящейся гармонии.

Закон гармонии выражается следующим образом: любая система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном соподчинении. Если этот закон рассматривать на уровне развития вуза как организации, то практика его использования состоит в научно обоснованном выборе тех элементов организации, которые необходимы для ее инновационного развития, а также определения архитектоники их структурирования и функционирования.

В педагогической науке гармонию следует рассматривать как «единство во множестве», не проявленную сущность и цель нашего бытия; принципом, ориентирующим на осмысление миро-здания и человека с позиции полагания их глубинной внутренней организованности. Гармонии присущи системность и организованность, она объективна, не зависит от воли и желания человека. Состояние гармонического равновесия принципиально вариабельно и неустойчиво.

Философия гуманизма, гармонии не имеет для нас альтернатив и приобретает статус аксиомы, выверенной временем, исторической закономерностью развития.

Философию стратегии символически мы изобразим следующим образом: видение - миссия - цель - направленность.

Рассмотрим данную схему в логике движения мысли от общего к частному. Направленность стратегии инновационного развития вуза мы видим в развитии культурно-нравственного потенциала Отечества. Именно такая направленность дает, на наш взгляд, реальную возможность гармоничного объединения инновационной деятельности централизованно управляемых систем на примере вуза и его образовательного пространства.

Взаимосвязь видения, миссии, цели инновационного развития вуза осуществляется через общность направляющей функции, элементов структуры и пространства событий.

Общей направляющей функцией для видения, миссии, цели является выживание, что помогает сплачивать и объединять деятельность научно-педагогического коллектива высшей школы в едином направлении.

Для выживания вузу необходимо развиваться, а качественное развитие невозможно без инноваций, инновации же предопределены в значительной мере уровнем культурно-нравствен-ного потенциала личности, нации, государства. На первое место мы ставим личность, человека.

Системоорганизующим элементом структуры стратегии, пронизывающим, связывающим в единое целое видение, миссию, цель, мы рассматриваем аксиологический компонент. Каждый вуз выражает себя в иерархии ценностей, определяющей социально допустимое. По мере иннова-ционного развития вуза развивается и система ценностей, но фундамент ее не меняется. Им являются абсолютные ценности (свобода, творчество, нравственность, гармония).

Видение, миссия, цель функционируют и развиваются не только в своем специфическом пространстве событий, но и имеют общее пространство. Данное пространство связано в единое целое фактором времени. Так в будущем заложен прообраз прошлого и настоящего, а в прошлом и настоящем содержатся предпосылки будущего.

Рассмотрим первый элемент – видение вуза. Видение – это предназначение, обоснование смысла существования вуза, прообраз будущего и контуры этого будущего, истоки, предпосылки которого заложены в настоящем. Видение – это то состояние вуза, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях развития. Видение определяет уровень притязаний вуза, складывается постепенно, отшлифовывается в процессе его становления и мало подвержено принципиальной корректировке. Видение формируется в предвидении будущих возможностей с целью определить требуемый для выживания стратегический потенциал (отражает сущест-вующие, ожидаемые и желаемые возможности).

Видение определяет прогноз развития социокультурных потребностей, социальной значи-мости и ответственности вуза. Основным элементом прогноза является идеал, который обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть, к чему следует стремиться. Видение обеспечивает преемственность знаний, реальных обстоятельств, создает чувство перспективы деятельности вуза. В конечном итоге видение должно стать предметом убежденности и веры всех субъектов образовательного процесса.

Вторым элементом мы определили миссию. Миссия – это внешние и внутренние ориентиры деятельности вуза, основные направления и природа его деятельности, причина существования высшей школы.

Определение миссии имеет большое значение для деятельности вуза. Миссия способствует формированию и развитию статуса и имиджа высшей школы в представлении субъектов внешней среды, определяет содержание инновационной культуры, создает возможность для действенного управления вузом. Миссия задает основные направления развития вуза и отношение к вузу,

а также отношение высшей школы к тем явлениям и процессам, которые протекают внутри и вне него. Ясная по форме и емкая по содержанию миссия может служить фактором привлечения потребителей образовательных услуг, инвесторов. Она показывает обществу способность вуза прогнозировать будущие нужды и потребности потребителей, своевременно и с меньшими затратами удовлетворять их, и тем самым доказывать потребителям свое преимущество над вузами-конкурентами. Так вуз создает своего потребителя, показывая ему, какие потребности он может удовлетворить наиболее полно.

Миссию следует формулировать так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил, с определенным риском для инновационного развития вуза. Срок выполнения миссии должен быть обозримым для того, чтобы можно было увидеть результаты деятельности.

Третий элемент – цель. Цель мы рассматриваем как предполагаемый результат деятельности. Исследование тенденций развития вуза дает возможность предвидеть изменения во внутренней (уровень развития потенциала) и внешней среде (в научной, социально-педагогической, полити-ческой сферах) и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением.

Иногда в среде могут происходить изменения, которые никак не выявляются в обнаруженных тенденциях. Следовательно, определение целей, их корректировка может носить ситуационный, систематически упреждающий, циклический характер.

При разработке общих целей деятельности вуза следует исходить из принципа взаимообус-ловленности традиции и инновации. Для этого анализируются предшествующие цели, качество и уровень их реализации, степень выполнения миссии и приближения к видению. Исходными при определении целей являются знание инновационного потенциала вуза, основной характеристики деятельности, система критериев, выведенная из анализа среды и миссии. Цели инновационного развития вуза включают в себя познавательный аспект (соответствие прогнозу будущего состояния вуза) и проектирующий аспект (способы перехода к желаемому будущему).

Вуз - это многоуровневая, полиструктурная, саморазвивающаяся система, поэтому на каждом уровне управления должны быть сформулированы цели инновационной стратегии развития. Для координации выбранных целей необходима их оценка и по вертикали, и по горизонтали. Сущность данного процесса заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на каждом уровне управления (кафедра, деканат, ректорат, ученый совет). Здесь учитываются факторы, продуцирующие и сдерживающие инновационное развитие вуза, такие как созидательные и разрушительные возможности среды, требования потребителей, внутренние ресурсы и инновационная культура. Определив стратегические цели инновационного развития, следует установить их приоритеты, ранжировать, ибо нет возможности решать все проблемы развития вуза одновременно.

Рассмотрев основные составляющие стратегии инновационного развития вуза (видение, миссия, цель), мы считаем необходимым выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность. Так, если миссия и цель ограничивают рамки инновационного развития, то видение – это своеобразная линия горизонта, которую никогда не достигнешь, но она всегда зрима, манит своей иллюзорностью достижения и тем самым создает импульсы для постоянного развития и саморазвития. Миссия, как и видение, имеет общефилософский смысл, но в отличие от видения, акцентирует внимание на уникальности вуза, характеризующей именно тот вуз, в котором она была выработана. Так же, как и видение, миссия дает общее направление деятельности вуза, однако является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссии есть свой временной предел, период, по истечении которого она должна быть выполнена. Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности вуза. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для процесса управления инновационным развитием, определяют его пути и способы.

Определение целей инновационного развития вуза предполагает исследовать их на предмет качества. Ряд ученых выделяет такие критерии как реальность, ясность формулировки, адресность, согласованность, ранжирование, иерархичность структуры, актуальность, достижимость, гиб-кость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость.

Главные критерии целей, по которым можно оценивать их качество, следующие:

1. Конкретность целей. Этот критерий указывает на направление, глубину и масштабность, содержание развития вуза, временные параметры, способы их реализации и на ответственных. Конкретность формулировки цели предопределяет ее достижимость.

2. Реалистичность. Цели должны быть адекватными реальным возможностям развития вуза. Если цели легко- или труднодостижимы, то это может привести к демотивации персонала и нежелательным, непредсказуемым последствиям в инновационном развитии и деятельности вуза.

3. Лексиологичность. Цели должны представлять на общечеловеческом, личностном, профес-сиональном уровне значимую ценность для субъектов влияния на развитие вуза, определяющих его деятельность, и для самих субъектов научно-образовательной деятельности вуза. При определении целей важно учитывать разнонаправленность желаний, потребностей, интересов всех субъектов инновационного развития вуза.

4. Мобильность. Исходя из того, что внешняя и внутренняя среда вуза очень динамична, подвержена изменениям, которые могут быть выражены или в изменении требований к вузу, или в появлении новых возможностей – как позитивных, так и негативных, появившихся у вуза, необходимо так формулировать цели, чтобы они имели достаточное пространство для их корректировки и модификации.

5. Гармоничность целей. Взаимосвязанность и соразмерность целей предполагает отсутствие противоречий между целями в семантическом, логическом, иерархическом и временном отношениях. Так, долгосрочные цели соответствуют миссии, цели роста не противоречат целям поддержания стабильности, цели усиления существующих позиций - целям проникновения на новые позиции, цели прибыльности - целям благотворительности.

Все остальные критерии целей мы считаем возможным рассматривать как производные от обозначенных нами критериев.

Главное в инновационной стратегии – разработка альтернативных версий развития будущего вуза. Инновационная стратегия предполагает реализацию следующих целей:

– эффективное распределение и перераспределение по мере необходимости инновационного потенциала вуза между траекториями инновационного развития;

– адаптация вуза к изменению объективных и субъективных факторов;

– обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения качества научно-образова-тельной деятельности и уровня инновационного развития;

– улучшение соотношения численности научно-педагогических кадров и величин затрат на инновационную деятельность.

Итак, видение отвечает на вопрос для чего существует вуз? Миссия определяет, каким должен быть вуз, чтобы достичь видения, а цель обосновывает способы деятельности, отвечает на вопрос, как должен развиваться вуз, чтобы быть таким, каким он сможет достичь видения.

Если руководство не стремится разработать видение, миссию, цель своего вуза, то оно будет лишено логической точки отсчета для выбора лучшей альтернативы развития в той или иной конкретной ситуации, выбора критерии для последующих процессов принятия решений. При этом тактические проблемы будут иметь явный приоритет над стратегическими. А это с неизбежной закономерностью приведет к снижению конкурентного статуса вуза, к возникновению у него проблем во взаимоотношениях с внешней и внутренней средой.

Без определения видение, миссию, цели руководство будет иметь в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности, свое личное отношение к проблемам. Результатом может быть или неадекватное использование усилий, или неэффективное использо-вание имеющихся ресурсов, отсутствие единства целей и действий, имеющих существенное значение для успеха вуза в условиях жесточайшей конкуренции.

Ограниченное толкование видения, миссии отрицательно сказывается на способности вуза гибко реагировать на изменения требований рынка.

Расширенное трактование миссии может существенно снизить продуктивность использования потенциала вуза и в конечном итоге привести к утрате конкурентного преимущества. Полное отсутствие миссии гарантирует вузу наличие всевозрастающих проблем. Если у вуза отсутствует миссия, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что у него нет и четко сформули-рованных и принятых коллективом долгосрочных целей, а, следовательно, нет и будущего. В этом случае распад вуза гарантирован.

Рассмотрим отделльно значимые пространства жизнедеятельности и развития вуза, в рамках которых следует выстраивать видение, миссию, цели.

1. Статус вуза. Вуз определяет свою позицию в сфере научно-образовательной деятельности по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.

2. Отношение к инновациям. Вуз постоянно осуществляет поиск новых способов ведения научно-образовательной деятельности, создание новой научной продукции; внедрение на новые рынки; применение новых технологий; использование новых методов управления инновационным развитием.

3. Результативность развития. Вуз определяет цели развития на уровне взаимосвязи резуль-татов деятельности с инновационным потенциалом, необходимым для достижения этих резуль-татов. Более продуктивным является тот темп развития, для осуществления которого затрачи-вается меньше ресурсов.

4. Развитие потенциала. Вуз проводит оценку имеющегося у него потенциала. При этом сравнивается наличный уровень инновационного потенциала с тем уровнем, который необходим для развития вуза, определяется будущая потребность в потенциале вуза.

7. Социальная ответственность. Вуз – это социокультурный феномен. Следовательно, приоритет следует отдавать тем целям инновационного развития, результаты которого способны благотворно влиять на общественную жизнь, соответствуют общечеловеческим ценностям, – обеспечивать общество качественными образовательными услугами, формировать благоприятную образовательную среду, способствовать решению острых социальных проблем и т.д.

Целевое начало в инновационном развитии вуза находится в определенной зависимости от потребностей и интересов микро- и макроокружения. Видение, миссия и цели деятельности направляют деятельность вуза, основываясь на знаниях о том, что деловая и социальная среда конфликтны и изменчивы по своей сути.

Видение, миссия и цели накладывают определенные ограничения на направление деятель-ности вуза при анализе альтернатив развития. Видение, миссия, цели деятельности вуза должны иметь статус закона и для всего персонала. Миссия вуза, ориентированного на инновационное развитие, предполагает его постоянное стремление к неизведанному, экспериментированию, ориентацию на действие, на достижение статуса лидера.

Научно обоснованный выбор видения, миссии, целей развития вуза предполагает обеспечение нововведений и изменений в том объеме, который необходим для адекватной и, что особенно важно, созидательной реакции на изменения во внешней и внутренней среде.