Понятие инновации

В настоящее время, несмотря на сложное экономическое положение многих вузов, появляются тенденции к усилению их инновационной активности. Это требует соответствующих ресурсов, специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области управления образованием, организации и управления инновационными процессами в образовательных учреждениях.

Знание основ управления инновационным развитием вуза необходимо для развития иннова-тивности вузов, созданию инновационной инфраструктуры и инновационной сферы для разработки, реализации инноваций, направленных на конкурентоспособность вузов на уровне мировых стандартов. Это позволит создать высокорентабельные вузы в сфере образовательных услуг.

Проведение радикальных социально педагогических преобразований, предусматривающих право вузов на автономность, самостоятельность в распоряжении результатами научно-педагоги-ческой деятельности, в определении материальных, кадровых, финансовых ресурсов, распреде-лении доходов вузов, выхода на внешние рынки образовательной деятельности, создает объектив-ные условия для инновационной деятельности российских вузов.

Необходима совершенно новая концепция развития вуза, его инновационной политики.

В постоянном стремлении поддерживать инновативность, а, значит, и конкурентоспособность заключается инновационная стратегия развития вуза. В условиях динамичности современного общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое должно в первую очередь основываться, на наш взгляд, на исследовании тенденций и возможностей, на выборе альтернатив и направлений инновационного развития высшей школы.

В современных условиях инновации определяют прогресс общества, науки; устойчивое развитие системы отечественного образования; взаимосвязаны с научно-педагогической деятель-ностью в высшей школе. Считаем, что постоянное обновление научно-образовательной деятель-ности должно стать определяющим фактором выживания отечественных вузов, стабилизации и дальнейшего процветания российского образования.

Инновация (англ. inovation – нововведение, новшество, новаторство) – инновация (нововве-дение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Термин «инновация» ввел в научный оборот в 30-е годы XX в. Йозеф Шумпетер. Он определяет инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательством.

Содержание инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику развития, Й. Шумпетер определял в виде пяти типичных изменений. Применительно к системе высшего образования отметим следующие:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового обеспечения производства и реализации образовательных услуг.

2. Внедрение нового, т.е. данной системе образования практически не известного метода (способа) деятельности, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования соответствующего научного продукта.

3. Освоение нового рынка сбыта, на котором до сих пор данный вуз еще не был представлен, независимо от того существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника, равным образом независимо от того, существовал этот источ-ник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного поло-жения или подрыв монопольного положения другого вуза, изменения в организации деятельности и его материально-технического обеспечения

Термин «инновация» трактуется учеными (экономистами, социологами, педагогами) в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

В мировой литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В соответствии с международными стандартами «инновация» определяется как конечный резуль-тат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенство-ванного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, разработанных для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях. Так в «Руководстве Фраскати» (1963 г.) содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и экспериментальным разработкам, их состав и границы, а в «Руковод-стве Осло» (1992 г.) содержится методика сбора данных о технологических инновациях.

Согласно Й. Шумпетеру, механизмом инновации является прибыль «без развития нет прибы-ли, без прибыли нет развития». В рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) организации, к открытию и захвату новых рынков (внешних и внутренних).

Основным товаром рынка новаций является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.

Нововведение – это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социаль-ную единицу – организацию, население, общество, группу – новые относительно стабильные элементы.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

В психолого-педагогической литературе инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства для удовлетворения налич-ной общественной потребности.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.

Более 60-и лет развивается наука об инновациях, но так и не выработано единого мнения на предмет того, что же такое инновация. Трудна дорога порою и на уровне термина.

Инновация – это результат творческой, интеллектуальной деятельности, который вносит созидательные изменения во все сферы жизнедеятельности человека.

Под инновациями мы понимаем не все то новое, что возникает и существует в действи-тельности, а лишь то, что возникает и имеет будущее, что способствует более прогрессивному и созидательному развитию. Инновации – это источник, движущая сила развития и саморазвития.

Такое понимание инновации, на наш взгляд, позволяет правильно различать истинные инновации от мнимых, от псевдо- и квазиинноваций.

Псевдоинновации тоже могут выступать в качестве нового, но они от этого не перестают быть кажущимися инновациями. Псевдоинновации – это кажущиеся инновации, не содержащие возможностей на будущее и неспособные выступать источником развития.

Инновации не стоит абсолютизировать, они также устаревают и теряют импульсы движущей силы развития.

Вуз, как одну из сфер жизнедеятельности человека, можно рассматривать инновационным, если его научно-образовательная и иная деятельность основана на инновациях.

Далеко не каждый вуз может избрать инновационный тип развития, так как для этого вузу необходимо обладать инновационностью, то есть потребностью, способностью и возможностью к созданию, реализации и распространению нового.

Источники инновационных возможностей заключаются, прежде всего, в различных измене-ниях, их можно найти – как во внешней среде, так и в деятельности самого вуза. Здесь целесообразно отметить и тот факт, что данные изменения определяются совокупностью всех изменений во внутренней и внешней среде вуза. К таким источникам можно отнести:

– неожиданный успех какого-либо научного продукта или образовательной услуги.

– неожиданная неудача. В отличие от успеха, неудачи всегда привлекают внимание, но их еще рассматривают как источники инновационных возможностей. Если основные причины неудач (непрофессионализм, некомпетентность) отсутствуют, следует обратить внимание на изменения на рынке образовательных услуг, а каждое существенное изменение является возможностью для инноваций.

– неожиданное внешнее событие за пределами вуза, реальный потенциал использования которого у разных вузов различен.

Различные несоответствия также могут стать источником инновационных возможностей. Часто можно использовать:

– несоответствие экономического характера между реальностью и представлением о ней;

– несоответствие между ценностями потребителя и представлениями о них.

Другой вид источников инновационных возможностей — изменения за пределами системы высшего образования, а именно – в социальной, политической и интеллектуальной среде. Это прежде всего демографические изменения, то есть изменения численности, состава населения, возрастной структуры, уровня занятости, образования и доходов.

Отказ от устаревшего новшества или нововведения тоже представляет собой инновационную возможность. Сознательный отказ от бесперспективной работы действительно является предпо-сылкой к поиску новой, наиболее перспективной сферы деятельности. Своевременный и обосно-ванный отказ – это ключ к инновациям, ибо это приводит к высвобождению необходимых ресурсов, к стимулированию поисков нового.

Инновации охватывают практически весь спектр деятельности вуза, они многообразны, определяют масштабы его инновационного потенциала.