Особенности управления инновационной деятельностью вуза при различных типах развития

Вуз в процессе развития накапливает исходный опыт, транслирует его, что является необходимым условием инновационной деятельности. При этом вуз использует данный опыт для формирования последующего инновационного опыта, разнообразных действий с ним. Для этого необходимо вновь изобретать нечто новое. Другими словами, в инновационной деятельности действует своеобразный генетический механизм - происходит филиация идей, инноваций и традиций, ценностей, т.к. к инновационной деятельности подключаются новые поколения научно-педагогических кадров, а в результате функционирования инноваций возникают новые ситуации и разрывы, происходит переосмысление традиционных представлений, складываются механизмы трансляций и адаптации инноваций.

Инновации живут и совершенствуются до тех пор, пока на основе всех этих механизмов, опыта удается решать основные проблемы, снимать разрывы, осуществлять нормальное развитие и функционирование вуза. Общей целью использования этих механизмов должно быть формиро-вание и высвобождение созидательного потенциала - основы инновационной деятельности.

В процессе инновационной деятельности могут происходить различные варианты развития вуза: мобилизационный и инновационный. Данные типы развития нельзя смешивать и их нельзя развести.

В чистом виде не существует ни мобилизационного, ни инновационного типа развития. Так, инновационный тип развития несет в себе элементы мобилизационного (концентрации усилий в направлении развития, в механизме распределения ресурсов). В большей или в меньшей степени имеет место доминирование либо мобилизационного, либо инновационного типа. При этом на определенных этапах развития вуза мобилизационный тип развития может имитировать иннова-ционный (но не наоборот) и даже в определенной степени достигать достаточно близких по харак-теристикам результатов развития. Но эти результаты носят временный и неглубокий характер.

Мобилизационный тип развития характеризуется ориентацией на достижение чрезвычайных целей, с использованием чрезвычайных средств и форм. Основными признаками мобилизацион-ного типа развития являются: строгая определенность целей, максимальная интенсивность функционирования и высокоцентрализованная система управления вузом.

Импульсы к обновлению при мобилизационном типе развития проникают в деятельность вуза извне, а не в качестве естественного итога внутреннего процесса развития. Насаждение и внедрение инноваций, сформировавшихся во внешней среде по отношению к вузу как системе, приводит к тому, что данные инновации долгое время могут оставаться локализованными, так как не носят органически присущего системе характера. Это создает источник дополнительных трудностей и противоречий в процессе взаимодействия старого и нового. При этом система стремится отторгнуть инновацию, выступающую для него в качестве инородного тела, или же нивелирует инновацию до более примитивных форм. Следующий этап развития вуза будет начинаться с этого заниженного уровня.

Инновационное развитие следует понимать как естественные, органические, вытекающие из самой внутренней логики движения систем изменения. Такое понимание дефиниции противостоит идее внешнего, навязывающего органическим системам чуждую волю и логику развития, так как могут идти процессы отторжения, мимикрии, но предполагает основываться на внутренней логике и закономерностях развития вуза. Не отрицая значимости внешних факторов на развитие, мы акцентируем внимание на приоритетной роли внутренних факторов развития и саморазвития. Диалектика развития и саморазвития имеет свою логику и свои закономерности, она обусловлена природой этих процессов.

Деятельность вуза в условиях мобилизационного типа развития определяется, с одной стороны, внутренним побуждением к росту, а с другой - постоянными ограничениями, идущими из внешней среды. Логическим следствием этого будет появление ориентации на внедрение мелких, принципиально не значимых инноваций, а, следовательно, и невосприимчивость к дости-жениям науки и низкая конкурентоспособность. Проблема распространения и тиражирования инноваций в этих условиях связана со слабыми адаптационными возможностями к любым нововведениям из-за недостаточности социально-педагогических предпосылок реализации нововведений, с низким уровнем развития инновационной культуры вуза.

При мобилизационном типе развития система вуза неспособна к самоизменению, что объясняется жесткой структурой связи. Факторы, способствующие развитию, теряют свою значи-мость, а это ведет к кризису воспроизводственных структур. Для мобилизационного типа развития выход из кризиса означает необходимость восстановления разрушенных факторов.

В основе инновационного типа развития лежит целенаправленный и непрерывный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющий повысить эффективность деятельности, увеличить степень удовлетворения потребностей вуза. Такие вузы видят свой рост в получении и использовании конкурентных преимуществ, основанных на инновациях. Но вместе с тем мобилизации необходимо использовать, чтобы "разбудить" инновационность, потребность в инновационной деятельности.

Для инновационного типа развития выход из кризис означает не восстановление разрушенных факторов, как при мобилизационном, а необходимость отбора и перехода от одних факторов к другим, находящимся на более высокой ступени общественного развития. Инновационный тип развития характеризуется полифоничностью и многомерностью.

При инновационном типе развития происходят трансформационные процессы (от итал. transforrnare – преобразовывать, превращать) кардинальные структурные перемены, которые выражают переход к качественно новому состоянию организации и функционирования высшей школы. Трансформации происходят в институциональной, социокультурной и профессиональной сферах вуза, они влекут за собой изменения менталитета высшей школы, профессорско-преподавательского состава.

Специфические особенности инновационного типа развития проявляются в механизмах организации и функционирования вуза как образовательной системы. Развитие предполагает количественную и качественную трансформацию вуза и должно иметь прогрессивную направ-ленность (идет накопление потенциала и повышение уровня сложности системной организации вуза, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой). При мобилизационном типе развития в большей мере идет снижение потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры вуза. Проблемы инновационного типа развития вуза связаны с необходимостью разрешения следующих дихотомий: цикличность или направленность процессуальных изменений, одно- или многовекторность развития, однозначная предзаданность или возможность альтернатив.

Инновационный тип развития характеризуется двумя векторами разнонаправленных процессов: вектор креативности и вектор структурирования.

Вектор креативности - это разрушения, изменения, обновления, инноватизация.

Креативные процессы направлены на дестандартизацию, деструктурацию сложившихся целостностей. Системообразующим фактором выступает продуцирование креативных инноваций. Конечная цель инновационного развития - изменение через инновации существующих норм и традиций, обеспечение возможности порождения иных традиций и норморегулирования.

Вектор структурирования - это упорядочение, нормативность, стандартизация. Суть упорядо-чивающих интенций инноваций заключается в стериотипизации возможных внутри вуза форм активности, стандартизации социальных технологий и инноваций и т.п.

Системообразующий фактор как универсальный информационно-регуляционный механизм осуществляет селекцию, оформление, модификацию и закрепление, то есть интеграцию в внутривузовскую культуру попадающих в поле ее действия новшеств. Конечная цель этих процес-сов – превращение инновации в норму, традицию.

Векторы креативности и структурирования не только предполагают одновременное существо-вание соответствующих процессов, но и их реальную совмещенность в функционировании и развитии инноваций как культурных феноменов.

Любая инновация становится достоянием вуза, лишь встраиваясь в наличные системы норм и традиций, то есть стереотипизируясь и стандартизируясь. Но и всякий стереотип, и стандарт генетически произведен от имевшей место в вузе инновации. Однако в конкретном социально-педагогическом аспекте соотношение этих векторов позволяет различать инновационное развитие от традиционного. В обоих случаях речь идет о разных вариантах развития.

Инновационное развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в системе вуза. Это означает, что развитие предполагает изменение важных свойств системы, ее элементов, структуры, возможное появление новых системных интегративных качеств.

Сущность, смысл, назначение развития мы видим в переводе вуза из одного состояния в другое, более совершенное и качественно новое, в результате чего рождается во многом иная, новая система.

Независимо от конкретного содержания, причин, требующих и вызывающих инновационное развитие вуза, его преобразование начинается с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление развития. При этом изменения элементов, связей и подсистем вуза происходят не по принципу совершенствования или эффективности их функциональных качеств, а на основе приведения в соответствие с преобразованными исходными началами системы вуза. Такой процесс, мы считаем, необходимо направлять на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий.

Реальная потребность в инновационном развитии возникает не из несовершенства отдельных сторон системы вуза и не из возможностей повышения их эффективности, а из потребности в обновлении содержания видения, миссии, новых целей, новых задач, возникающих перед вузом.

Процессуальный аспект развития отражается через модификационные и трансформационные изменения количественных и качественных параметров системы вуза, а также через соотношение статики и динамики, при которых идут изменения, как формы, так и содержания развития.

Содержательный аспект развития рассматривается нами как альтернатива по отношению к предыдущим моделям развития вуза.

Как мы уже отмечали, высшие учебные заведения, выбирающие стратегии инновационного развития, а, значит, конкурентоспособности становятся общепризнанными лидерами в сфере образования. В этих вузах идет борьба не за обладание ресурсами, а за способность к нововве-дениям; делаются установки на изменения, на развитие, на сознательное и целенаправленное совершенствование, на возрастающую роль инновационной активности научно-педагогического потенциала. В результате этого в вузе формируется инновационная среда, которая постоянно воспроизводит инновационные импульсы. При этом инновационная деятельность является не только обычной реакцией на изменения внешней среды, но и является культурным актом, то есть искусственно воспроизводимой деятельности на систематической основе.

Результаты инновационного развития вуза можно рассматривать как продуктивное движение вуза в направлении приобретения новых системных свойств, эффективности жизнедеятельности. Результаты инновационного развития вуза фиксируются в его деятельности посредством измене-ния целей, содержания, механизмов, способов этой деятельности.