Особенности инновационного развития вуза

В жизнедеятельности высшего учебного заведения (вуза) [вуз – образовательное учебное заведение, учрежденное и действующее на основании Закона РФ «Об образовании», имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с рецензией образовательные программы высшего профессионального образования] наблюдается чередование эволюционных и революционных периодов развития: количественное нарастание прогрессивных изменений в средствах и предметах деятельности сменяется появлением принципиально новых подходов, технологий и материалов. Качественный переход связывается с тем моментом, когда накопление и усовершенствование в пределах известной меры сменяются выходом за границы этой меры коренными качественными преобразованиями.

Развитие невозможно представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте развития; развитие всегда выступает как особенная разновидность более широкого явления - изменений. Изменения предполагают, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в структуре, функционировании и организации.

В англоязычной литературе по менеджменту слово «change» (изменение) определяется как синоним прогрессивного развития.

Развитие может быть простым или сложным, интенсивным или экстенсивным, эволюционным или революционным, прогрессивным или регрессивным. Изменения могут быть по содержанию и характеру проявления незначительными и судьбоносными, вынужденными и запланированными, искусственными и естественными, стихийными и управляемыми, негативными и позитивными, количественными и качественными.

Данные характеристики в определенной мере присущи и инновационному развитию как разновидности развития вообще. Так, если в логике развития могут происходить регресс, дегра-дация, стагнация, гибель, распад системы вуза, то в логике инновационного развития предпо-лагаются только прогрессивные изменения, изменения к лучшему. В противном случае, какой смысл в инновациях?

Инновации, как мы уже отмечали, являются источником развития вуза как неустойчивой системы, способной к развитию и саморазвитию. Инновации, на наш взгляд, исполняют роль хаоса как внутреннего источника порядка (традиции), определяющего фактора поведения вуза как сложноорганизованной системы.

Мы считаем ошибочным противопоставлять развитие и саморазвитие, организацию и самоор-ганизацию, управление и самоуправление вуза. Эти процессы подчиняются принципу дополни-тельности. Так, порядок и хаос, традиция и инновация скорее взаимодополняют, нежели исключают друг друга. Инновации могут быть деконструктивными, как и хаос, но они могут быть конструктивными, если функционируют в рамках системы "традиция - инновация". Созидающий потенциал инновации самодостаточен для развития и саморазвития вуза.

Инновационное развитие следует отличать от совершенствования. Совершенствование, в отличие от инновационного развития, – это улучшение по определенным критериям характе-ристик системы вуза. Если для инновационного развития характерно сравнение его наличного состояния с предыдущим, то для совершенствования характерно сравнение состояния с наилучшим по определенному критерию. Развитие и совершенствование – это разноплановые явления. Не всякое совершенствование приводит к развитию и тем более к инновационному.

В диалектической взаимосвязи находятся функционирование и развитие. Ведь именно наличное функционирование оказывается точкой отсчета для развития, а инновационное развитие работает на построение качественно новых моделей функционирования. Очень сложно разграни-чить процессы функционирования и инновационного развития, но если такая необходимость возникает, то различение можно проводить исходя из потенциала системы.

Отметим, что функционирование связано с использованием уже созданного потенциала, а инновационное развитие предполагает обогащение потенциала системы, ее функциональных возможностей. Потенциал вуза – это возможности вуза, характеризуемые квалификационным составом преподавателей и научных работников, наличием признанных научных школ, наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования и т.п.

Рассматривая инновационное развитие как наращивание потенциала вуза, мы имеем в виду не только рост его отдельных возможностей, невостребованных способностей, но и увеличение их сложности, многообразия, а, значит, и уникальности, неповторимости вуза. Инновации выявляют и обогащают новые возможности в развитии вуза, а их наличие и качество следует рассматривать, на наш взгляд, как доказательство и критерий состоятельности развития.

Инновационное развитие высшей школы – это процесс качественных и количественных изменений системы; предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но и одновременно сохранение системного качества развивающегося вуза.

Определяя в качестве основы исследования посылки о вечной изменяемости мира и о всеобщей взаимосвязи явлений, мы выявили, что дефиниция «инновационное развитие» подчерки-вает взаимосвязь возникающих и разрушающих структур, подразумевает развитие предпосылок нового явления внутри старого и разрушения факторов отживших структур, показывает непрерывность и неизбежность постоянных изменений.

В словаре С.И. Ожегова «развитие» определяется как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Экспликацию понятий высшего и низшего, простого и сложного можно осуществить с помощью понятий «организация» и «самоорганизация». Переход от простого к сложному и от одного уровня сложности к другому связан с внутренней дифференциацией системы вуза, а также наличием в ее рамках иерархически организованных подсистем, взаимодействие которых обусловливает новый системный эффект. Понятия низшего и высшего можно эксплицировать через сложность системы вуза, через понятия порядка, которое служит фундаментальной основой понятий самоорганизации и организации вуза.

Инновационное развитие вуза - это объективно обусловленный, необратимый, неравновес-ный, нелинейный, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое, который характеризуется внутренними созидательными преобразованиями. Осущест-вляется данный процесс преимущественно посредством целенаправленных преобразований на основе инновационной деятельности вуза.

Основополагающими характеристиками инновационною развития вуза в нашем определении являются неравновесность, нелинейность, необратимость, незавершенность.

Неравновесность (кризисиость) есть исходное состояние, источник саморазвития системы. Инновационные изменения создают в системе вуза внутреннюю энергию саморазвития. Эти изменения нарушают равновесие, но создают основы саморазвития, перехода системы в новое качество, к новому равновесному состоянию.

Неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития. Наличие неустойчивости дает системе вуза способность к саморазвитию и развитию.

Нелинейность. Вузу, как и любой другой сложной системе, атрибутивно присуща альтерна-тивность сценариев развития в контексте наличия известной предопределенности ее изменений в точках бифуркации (ветвления).

Незавершенность. В инновационном развитии самоорганизация вуза как системы выступает как проявление внутренней активности, их тенденций к достижению спонтанного порядка и устойчивой динамичной структуры. Процесс развития при этом не сводится к закреплению достигнутого порядка и устойчивой структуры. С появлением новаций, с течением времени прежний порядок и структура заменяются другими, и этот процесс продолжается до тех пор, пока происходит развитие.

Из теории развития систем следует, что объекты, которые функционируют в изменяющихся условиях, сами не могут оставаться неизменными, они приобретают более гибкие организа-ционные структуры, своевременно перераспределяют функциональные обязанности, ориентиро-ваны на инновационный тип развития.

В современной научной литературе по проблемам инноватики выделяется четыре закона: закон необратимой дестабилизации, закон финальной реализации, закон стереотипизации инноваций, закон цикличной повторяемости, возвращаемости инноваций.

Закон необратимой дестабилизации. Инновации как источник развития, в процессе реали-зации вносят в среду деструктивные изменения. Это приводит к тому, что происходит разрушение привычных представлений о развитии вуза в сознании научно-педагогических кадров. При этом возможны процессы поляризации позиций относительно значимости и ценности вводимых инноваций.

Данные процессы носят деструктивный характер и не подлежат восстановлению, ибо, как показывают результаты исследований, среда уже иная, и люди уже не те. Кроме того, чем значительнее инновация, тем глубже происходят процессы дестабилизации, которые способны проникать во все области деятельности и развития вуза.

Закон финальной реализации. Любой процесс, источником которого выступает инновация, с неизбежной закономерностью должен иметь финал. Финал может быть открытым или закрытым. Если инновация жизнеспособна, то она рано или поздно, но пробьет себе дорогу и реализуется, как трудно не проходил бы этот процесс.

Закон стереотипизации инноваций. Система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности. Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип. Следовательно, она обречена на рутинизацию.

Закон цикличной повторяемости, возвращаемости инноваций. Частичный возврат к старому,

к культурно-образовательным традициям является, вероятно, необходимым условием развития.

У инновационного развития вуза есть повторяющийся ритм – это непрерывный и кумулятивный процесс. Возвращаемость инноваций воспринимается как то, что уже было. Однако это новое не просто возрождение старого, а повторение старого в новое время, в новом пространстве.

Итак, инновации вносят необратимые изменения в развитие вуза, эти изменения обречены на стериотипизацию и рутинизацию, на возвращаемость инноваций и характеризуются финальной завершенностью.