Общая классификация инноваций

Рассмотрение основных целей и задач инновационного менеджмента в сфере образования может быть осуществлено в контексте определения места и роли образовательных инноваций в общей классификации инноваций, а также установлением связи между понятием «инновация» и научно-образовательной, педагогической деятельностью в современных условиях. Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государ-ства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

В связи с формированием в мировой экономике рынка нововведений для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, а также с целью выработки международных стандартов, определяющих инновации, была создана группа национальных экспертов. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – межгосударст-венная экономическая организация, созданная в 1961 году с целью координаций экономической политики и согласования программ помощи развивающимся странам. Членами ОЭСР являются

25 государств (начало 1995). Штаб-квартира в Париже.

ОЭСР разработала Руководство Фраскати («Manual Frascati») – первый документ (1963 г.), посвященный методологии статистики науки и инноваций. Было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. Последнее издание этого документа (1993 г.) стало основным международным стандартом ("Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок"), принятое в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на Руководстве Осло – действующим методологическим документом, подготовленным ОЭСР совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов, принятом в 1992 г. В соответствии с международ-ными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практи-ческой деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновационный менеджмент в сфере образования – одна из форм функционального менеджмента, объектом которой выступают инновационные процессы в сфере образования.

С учетом Руководства Фраскати предложена классификация инноваций, представленная следующими основными группами.

По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации класси-фицируются по рубрикаторам – как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классифи-кацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов. Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом: А – удовлетворение жизнен-ных потребностей человека; В – различные технологические процессы; С – химия и металлургия; О – текстиль и бумага; Е – строительство и горное дело; Р – механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы; О – физика; Н – электричество.

По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:

– «зародыши» новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терми-нологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, большого количества конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически-лексического аппарата;

– новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими вузами и выявленные методом структурно-морфологического анализа на основе информации об измене-ниях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления;

– товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов и экспертных оценок публика-ционной активности на основе логического анализа группой экспертов точек роста количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области с использованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезности Харрингтона, позво-ляющей дать количественную оценку эффективности инноваций.

По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные. Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации – это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания вуза в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

По целям разработки и сферам распространения различают инновации:

– продуктовые, – включающие создание и применение новых научно-образовательных продуктов;

– процессные или технологические, – включающие создание и использование новых процес-сов, технологий или методов организации и управления образовательным учреждением и информационными потоками в социально-педагогической сфере;

– рыночные – открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды научно-образо-вательной деятельности;

– научно-педагогические, – направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;

– правовые – позволяющие создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты в сфере образования.

Классификация с учетом сфер деятельности предприятия разработана в научно-исследо-вательском институте системных исследований (РНИИСИ). По этому признаку выделяются инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.

По глубине вносимых изменений, или по инновационному потенциалу, выделяют следующие инновации: радикальные (базовые), улучшающие, комбинированные, модифицирующие (част-ные).

Глубина вносимых изменений ранжируется по восьми иерархическим уровням, включающим инновации:

• нулевого уровня — регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обнов-ление ее существующих функций;

• 1-го уровня – изменение количественных свойств системы;

• 2-го уровня – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функцио-нирования;

• 3-го уровня – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспо-собления друг к другу;

• 4-го уровня – новый вариант, простое качественное улучшение полезных свойств без изменений первоначальных свойств системы;

• 5-го уровня – новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, однако базовая структурная концепция остается;

• 6-го уровня – новый вид, качественное изменение первоначальных свойств и концепции без включения новых функций;

• 7-го уровня – изменение функций всей системы или ее большей части.

По типу новизны для рынка инновации делятся на новые – для образования в мире; новые – для образования в стране; новые – для данного образовательного учреждения.

По месту в системе организации в виде образовательного учреждения, классификация инноваций включает:

– вектор входных инноваций (изменения в выборе и использовании потребителей образова-тельных услуг, входной информации и т.д.);

– вектор инноваций на выходе (изменения в конечной продукции, услугах, технологии, информации на выходе и т.д.);

– вектор структурных инноваций системы определяется изменениями в управленческой, организационной, научно-образовательной, технологической, финансовой и т.п. структурах организации.

По уровню разработки и масштабам распространения различают фирменные, корпора-тивные, отраслевые, региональные, республиканские и общегосударственные инновации.

По преемственности могут быть выделены замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные) и отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

По особенностям инновационного процесса существуют следующие инновации:

– новшества – создаваемые и используемые внутри одного и того же образовательного учреждения и не принимающие непосредственно товарной формы;

– нововведения – новшества, принятые к распространению между различными образователь-ными учреждениями как предмет купли-продажи;

– диффузные инновации – высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.

Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:

– определить место и роль инноваций в сфере образования, а также выявить взаимосвязи инновационного менеджмента на рынке образовательных услуг с основными направлениями общей классификации инноваций;

– дать всестороннюю оценку различным видам инноваций и осуществить "привязку" к конкретному типу предпринимательской деятельности, а также определить уровень влияния инновационного процесса на продвижение того или иного научно-образовательного продукта, работы, услуги;

– осуществить выбор инновационной стратегии в зависимости от преобладания в деятель-ности образовательным учреждением определенных типов инноваций;

– сформировать структуру и способы управления образовательным учреждением в зависи-мости от типа инноваций, т.е. конкретизировать место и роль инновационного менеджмента в сфере образования.