Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь – как конкретную вещественную форму (например, оборудование, аппараты, приборы, средства обучения и т.п.), так и быть в неовеществленной форме (например, "ноу-хау").

Научное открытие - признание явлений, свойств или законов материального мира, которые до сих пор не были познаны и не допускали проверки. Согласно Женевскому договору о между-народной регистрации научных открытий (1978), объектом открытия признается неизвестное ранее свойство или закономерность материального мира.

"Ноу-хау" - полностью или частично конфиденциальные знания технического, организа-ционно-административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности.

К "ноу-хау" относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе:

- отчеты о НИОКР;

- научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация;

- способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты и изготовление каких-либо объектов или изделий;

- знания и опыт административного, финансового, экономического характера;

- методы и способы обучения;

- отчеты о патентных исследованиях, содержащие анализ тенденций развития и обоснование перспективных направлений, анализ технического уровня, анализ патентно-лицензионной деятельности ведущих вузов, а также построение информационно-математической модели перспективного объекта техники с расчетом ТЭО и перспективного технического уровня; сведе-ния о патентоспособности и патентной чистоте объекта;

- маркетинговые исследования;

- социально-педагогические концепции; социально-педагогические прогнозы.

Выявление "ноу-хау" должно происходить на всех стадиях инновационного процесса, включая разработку методик, инструкций по реализации иной документации и т.д.

В основу выделения и выявления "ноу-хау" положены критерии ХХII сессии Европейской экономической комиссии (Женева, 1969):

- конфиденциальный характер;

- научно-технические знания и опыт;

- ценность;

- возможность практического применения;

- правовая защищенность на национальном и международном уровне.

Создатели инноваций приобретают на них авторские и смежные с ними права. При этом возникает такое понятие, как интеллектуальная собственность - исключительное право физичес-кого или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ, услуг.

Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться образовательными учрежде-ниями и приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.

Основными юридическими инструментами защиты прав интеллектуальной собственности являются патенты, авторские права, товарные знаки, промышленные образцы, указания на геогра-фическую принадлежность. Многие страны также осуществляют защиту коммерческих тайн, представляющих собой нераскрываемую информацию, которая дает конкурентное преимущество ее владельцу.

Однако юридические инструменты составляют только часть национальной системы по защите интеллектуальной собственности. Эффективность этой защиты зависит также от тех институтов, которые управляют этой системой, и от тех средств, которые имеются для обеспечения выполнения законов и соглашений, регулирующих права интеллектуальной собственности на международном уровне и на основе национального законодательства.

Охранными документами на изобретения являются патенты и авторские свидетельства.

Патент (от лат. patens - свидетельство, грамота) - документ, удостоверяющий приоритет и авторство изобретения, полезной модели и исключительное право на их использование в течение срока действия патента. Различают национальные и региональные патенты.

Патенты служат важным источником информации о новейших научно-технических достиже-ниях, знание которых необходимо для инновационного менеджера. Дело в том, что за рубежом патентуют только те идеи, которые имеют практическое значение, поэтому выявляют направ-ления, в которых число патентов-аналогов растет быстро. Тем самым удается установить направленность деятельности в развитии потенциала.

Одним из важных показателей качества инноваций является их экспортная конкуренто-способность, определяемая по формуле:

Эк = Nзп / Nзв

где Эк – экспортная конкурентоспособность; Nзп – число заявок на патенты на данную инновацию, поданных за рубежом; Nзв – число заявок на патенты на данную инновацию, поданных внутри страны.

В России выдача патентов и официальные публикации о них осуществляются Роспатентом. Для получения патента необходима подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны

и т.п.

Авторское свидетельство - второй после патента правовой документ по изобретениям. Выдача авторских свидетельств была предусмотрена законодательством ряда стран в системе СЭВ. Требования к изобретению в случае получения на него авторского свидетельства были те же, что и при получении патента. Разница заключалась в том, что изобретение, защищенное патентом, могло использоваться только патентовладельцем, а в случае защиты его авторским свидетель-ством исключительным правом на его использование обладало государство. Положение самого изобретателя было одинаковым: в любом варианте защиты его изобретения (патент или авторское свидетельство) закон предусматривал справедливое вознаграждение автору со стороны органи-зации, которая использовала данное изобретение. В настоящее время в государствах, которые образовались на территории бывшего СССР, в соответствии с новым законодательством изобре-тения охраняются только на основе патентов.

Авторское право (копирайт) – право, распространяемое на произведения науки, литера-туры, искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Объектом авторского права выступают:

- литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения), научные, научно-технические, в том числе топология интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, речи, лекции, доклады и т.д.;

- драматические и музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом и без него;

- хореографические произведения и пантомимы;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты; эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и т.д.;

- другие произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц (соавтор-ство), принадлежит всем, независимо от того, образует ли такое произведение целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Авторское право обозначает право на данное произведение, на изготовление и распростра-нение его копий либо самим автором, либо с его разрешения, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50 (пятидесяти) лет после смерти доход, который приносит его произведение.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений. Авторское право на данное произведение не связано с правом собствен-ности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Охрана авторского произведения не зависит от его качества: оно может быть плохим или хорошим в эстетическом плане, но любое незаконное использование такого произведения

(за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца "копирайта") может вызвать различные санкции. Весь комплекс прерогатив, которые составляют авторское право, признан и защищен на протяжении жизни автора. После его смерти период сохранения авторских прав равен 50 (пятидесяти) годам, как наиболее справедливый баланс между сохранением экономических прав, принадлежащих автору, и потребностью общества в доступе к явлению науки, культуры и искусства.

Международные соглашения. Права интеллектуальной собственности, представленные юридическими инструментами, создаются в рамках национальных законов. Между тем граждане стремятся защитить результаты своей работы и творчества за рубежом, что вызывает необходимость определенного соглашения между различными странами.

Там, где защита не осуществляется или является неэффективной, часто имеет место пират-ство - незаконное копирование книг, программного обеспечения, микросхем и др.

Первые международные соглашения в сфере прав интеллектуальной собственности – Париж-ская конвенция по защите индустриальной собственности и Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений - появились в 1880-е гг. и с тех пор много раз пересматривались. За выполнением этих соглашений следит Всемирная организация интеллек-туальной собственности (ВОИС), представляющая собой созданное в 1967 г. подразделение ООН.

Несмотря на это, степень согласованности между различными государствами в сфере защиты прав индивидуальной собственности оставалась низкой. В большинстве случаев конвенции ВОИС запрещали дискриминацию по национальному признаку, не устанавливая при этом минимальных критериев защиты.

В 1980-х гг. США и другие промышленно развитые страны стали активно выступать за то, чтобы права индивидуальной собственности были включены в повестку дня Уругвайского раунда переговоров по Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), проходивших в период

с 1986 по 1993 гг.

Соглашение ГРИПС (Соглашение о коммерческих аспектах прав интеллектуальной собствен-ности).

В ходе Уругвайского раунда был достигнут определенный прорыв, когда страны-участницы ГАТТ согласились принять комплексные правила, устанавливающие минимальные стандарты в сфере защиты прав индивидуальной собственности, а также усилить меры контроля на международных границах с тем, чтобы остановить коммерческие нарушения этих прав. В рамках соглашения ТРИПС страны-участницы обязаны пересматривать свои национальные законы с тем, чтобы они соответствовали международным договоренностям в области защиты патентов, торговых марок, авторских прав, промышленных образцов, коммерческих тайн, интегрированных схем и указаний на географическую принадлежность. Это соглашение включает в себя техноло-гические вопросы, по которым во многих странах сегодня права индивидуальной собственности не защищены.

Промышленно развитым странам давался один год для практического осуществления положений соглашения, вступившего в силу с 1 июля 1995 г. Развивающимся странам и странам, осуществляющим переход от централизованной к рыночной экономике, дается 4-9 лет (в зависи-мости от отрасли) на внедрение у себя норм, предусмотренных соглашением. Наименее развитые страны должны установить у себя эти нормы до 2006 г. Положения соглашения, связанные с его исполнением, предусматривают использование более совершенной системы разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

В хозяйственной практике применяются различные по назначению лицензии. Па практике и в литературе лицензионными называются большинство соглашений о предоставлении права использования интеллектуальной собственности, включая "ноу-хау" и объекты авторских прав.

Суть этих соглашений, независимо от того, охраняется ли предмет соглашения патентным или авторским правом или законодательством об обеспечении конфиденциальности ("ноу-хау"), заключается в одном и том же - обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности предоставляет это право для использования третьим лицам [объект интеллек-туальной собственности – документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности].

Наиболее важные из них - лицензии на право использования изобретения, патента или "ноу-хау". Эти лицензии предоставляют покупателю право использования изобретений на условиях, предусмотренных лицензионным соглашением. В нем предусматривается срок, на который предоставлена лицензия, размер и порядок платежей за лицензию, взаимоотношения лицензиара (продавца лицензии) и лицензиата (покупателя лицензии) по поводу предоставления права пользования изобретением, техническим новшеством третьим лицам.

Лицензия - правовой документ, дающий разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д., а также на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности (выдается государственными органами).

Лицензия - форма контроля со стороны государства за деятельностью вузов, рациональным использованием ресурсов и их сбалансированностью.

Лицензия возвратная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов.

Лицензия исключительная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов в оговоренных пределах. Чаще всего эти пределы устанавливаются по срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах.

Лицензия неисключительная (простая) - право лицензиара, которое разрешает ему (покупа-телю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглаше-нием, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам.

Лицензия перекрестная - правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями.

Лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора). Если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому смыслу равноценны продаже патента. Но при продаже патента право собственности на предмет договора переходит к покупателю, а при продаже полной и других видов лицензий это право к лицензиату не переходит. Собственником предмета договора остается лицензиар, хотя он и передает право использования лицензии в полном объеме лицензиату (но только на новый срок действия лицензии).

Лицензия принудительная - правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенных законом обстоятельств

(не использование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общест-венная потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент.

Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности.

В лицензионном соглашении определяется вид лицензии, характер и объем прав на использование объекта лицензии, производственная сфера, территориальные границы, способ передачи техно-логии.

Лицензионное соглашение патентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, защищенные патентами или другими охранными документами. Разновидностью патентных лицензионных соглашений являются принудительные лицензионные соглашения, т.е. разрешения на право использования запатентованного объекта с выплатой вознаграждения патентовладельцу. Принудительные лицензионные соглашения выдаются без согласия патентовладельца по специальному решению соответствующих органов, определенных законодательством.

Лицензионное соглашение беспатентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата.

Право на пресечение недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Стокгольмский акт, 1967) и Типовой закон по товарным знакам определяют 15 видов недобросовестной конкуренции. Принимаемые в разных странах законы о пресечении всех видов недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах, принципах Гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах. Необходимо, чтобы законы о недобросовестной конкуренции несли в себе твердые правовые рамки, но в то же время были достаточно гибкими по отношению к постоянно изменяющимся социальным и экономическим обстоятельствам. Виды недобросовестной конкуренции:

- бойкотирование торговли другой фирмы;

- выяснение коммерческих тайн конкурента путем шантажа или подкупа его служащих;

- злоумышленные нарушения контрактов, заключенных с конкурентами;

- ложные заявления, дискредитирующие вуз и его научно-образовательную и коммерческую деятельность конкурента;

- нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение дает неоправданные преимущества перед конкурентом;

- неправомочное использование или раскрытие "ноу-хау" конкурента;

- невыполненные обещания потребителю образовательных услуг выгодных условий при обучении.

Смежные права - это права исполнителей. Субъектами смежных прав могут выступать:

- исполнители произведений;

- изготовители копий, фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания.

Все эти субъекты смежных прав осуществляют свои права на распространение, копирование, исполнение в пределах прав, полученных по договору с автором данного произведения, независимо от способа и формы выражения.

Расчеты за право пользования изобретением обычно осуществляются по одной из двух форм: роялти, паушальный платеж.

Роялти (от англ. Royalty - авторский гонорар) - периодические отчисления от стоимости продукции, произведенной по лицензии, продавцу данной лицензии. Конкретная ставка роялти фиксируется в лицензионном соглашении и выплачивается лицензиару покупателем лицензии через определенные промежутки времени на протяжении периода действия соглашения. Как правило, ставки роялти определяются в процентах к себестоимости продукции, произведенной и реализованной с использованием лицензий. На практике необходимость исчисления роялти возни-кает также при стоимостной оценке технологии, передаваемой в качестве паевого взноса в уставные фонды предприятий. Возможен вариант досрочной единовременной выплаты роялти (паушальный платеж).

Роялти - это также вознаграждение, которое франшизополучатель выплачивает франшизо-дателю.

Франчайзинг - взаимовыгодное соглашение, по которому крупная "родительская" фирма или предприятие предоставляет право малой фирме (частной или государственной) реализовыватъ свою продукцию и вести свое дело под маркой (торговым знаком) "родительской" фирмы в течение определенного срока в специально указанном месте с правом выбора рынка сбыта. За эту возможность малая фирма уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент с оборота в пользу "родительской" фирмы.

В соответствии с договором франчайзинга франшизодатель предоставляет франшизополу-чателю право использования комплекса исключительных прав за вознаграждение. Порядок выплаты вознаграждения, изложенный в Гражданском кодексе РФ (ст. 1027), следует рассмат-ривать как рекомендацию. Закон предполагает фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки или наценку на оптовую цену товаров, которыми франшизо-датель снабжает франшизное предприятие (ст. 1030). Эти положения с некоторыми оговорками отражают сложившуюся практику финансовых отношений в рамках франчайзинга. Роялти осуществляется в течение срока действия договора в размере определенного процента от прибыли лицензиата. При определении роялти следует решить вопрос о размере процента отчислений (ставке роялти) и о том, с чего должны взиматься эти отчисления (база роялти).

В качестве базы роялти могут быть взяты: экономический эффект, прибыль, объем реализации, оборот и т.д. Наиболее часто в качестве базы роялти используется объем реализации в денежном выражении.

Прибыль в качестве базы роялти используется реже, так как ее значение зависит от ряда факторов: это и ценовая политика, и неудачная рекламная кампания, а также каналы сбыта и товарный знак.

На ставку роялти влияет и вид лицензионного договора. Наиболее дорогой является полная лицензия, наиболее дешевой - простая. Влияют и сроки - чем больше срок, тем меньше процент отчислений. Возможность контролировать выпуск продукции по лицензии влияет на ставку роялти. В случаях, когда контроль затруднен, ставку роялти повышают.

Договором могут быть предусмотрены минимальные гарантированные платежи, выплачивае-мые независимо от объема оборота в определенный период времени. Эти платежи обеспечивают лицензиару вне зависимости от прибыли лицензиата возмещение за предоставление предмета лицензии. В случае наступления форс-мажорной ситуации, т.е. обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия и другие, не зависящие от воли сторон), лицензиат может быть освобожден от своего обязательства до исчезновения препятствия.

В лицензионном договоре может быть предусмотрен паушальный платеж, который в отдельных случаях может осуществляться вразбивку, в зависимости от выполнения этапов соглашения. Выплата первой части паушального платежа производится в согласованные сроки после подписания договора и составляет 10-25 % от общей суммы. Выплата остальных частей платежа может быть соотнесена с определенными датами - предоставлением документации, оказанием помощи, выпуском в свет первой партии программного продукта. Часто паушальные платежи применяются в случаях, когда нельзя проконтролировать объем выпущенной по лицензии продукции или если покупателем является неизвестная на рынке фирма и есть сомнения, удастся ли ей наладить выпуск продукции по лицензии.

Паушальный платеж - единовременное вознаграждение за право пользования предметом лицензионного соглашения до того, как будет получен экономический эффект. Паушальный платеж представляет собой фактическую цену лицензии. Вознаграждение в виде такого платежа выплачивается не периодически, как при роялти, а один раз. Паушальный платеж практикуется при передаче сопутствующих лицензий вместе с поставками технологического оборудования, при продаже лицензий малоизвестной фирме, нежелании лицензиара (продавца лицензии) допустить контроль над производством лицензионной продукции, при возможных осложнениях в процессе перевода прибыли.

Как правило, отчисления в форме роялти более выгодны лицензиату, а паушальный платеж - лицензиару.

На ставку роялти влияют многие факторы, – как экономические (степень монополизации рынка товара, для делопроизводства которого приобретается технология, уровень коммерческого риска

и т.д.), так и технологические (степень конкуренции со стороны альтернативных технологий).

В современных условиях наиболее часто применяются ставки роялти в интервале 3-5 % от годо-вой стоимости чистых продаж (за вычетом косвенных налогов, сборов и пошлин).

В приложении приведены извлечения из нормативных правовых актов, связанных с иннова-ционным процессом.