Научно-педагогический коллектив

Вуз создает условия для развития и функционирования конкурентоспособного профес-сионального адекватного внешней и внутренней среде профессорско-преподавательского состава (ППС) – основной категории персонала, осуществляющей образовательный процесс, продуктом которого являются знания и умения учащегося и студента, способного с учетом происходящих и предстоящих изменений обеспечивать вузу возможность развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. При этом вуз согласует свои стратегические цели с индивидуальными целями научного коллектива, через решение которых персонал включается в процесс совместного решения общих целей вуза и идентифицирует свое развитие с развитием вуза.

Такая политика направлена на удовлетворение потребностей, интересов человека, формиро-вание нового сообщества ученых – ведущей части персонала учебного заведения, занятого в сфере научно-исследовательской деятельности, результатом труда которой являются интеллек-туальные продукты.

Управление научным коллективом должно быть направлено и на соответствие выбранной стратегии вуза потребностям субъектов научно-образовательной деятельности, поиск перспек-тивных научных направлений, исследовательских проектов, создание максимально благоприятной среды сотрудничества, цивилизованной конкуренции. Это предполагает институциональную и информационную открытость, изучение условий спроса научно-образовательных продуктов и услуг (объем, характер, структура, механизмы интернационализации инноваций), параметров поведения субъектов научно-образовательной деятельности (менталитет, уровень менеджмента).

Появляется необходимость целенаправленного воздействия на деятельность по созданию, реализации и распространению образовательных нововведений, предусматривающая оценку не только прямых, но и косвенных последствий (прежде всего, социально-педагогических и экономических), осуществления отдельных управленческих решений.

Успешность решения проблем управления в рамках социально-ценностного аспекта во многом определяется тем, как и каким образом он увязывается с другими аспектами инновационной деятельности вуза. В огромной степени это относится к институциональной структуре вуза и его способности удовлетворять потребности общества посредством формули-рования, регламентирования и регулирования социально-образовательных процессов. От степени развитости системы социальных институтов зависит направленность и устойчивость взаимодей-ствия элементов институциональной структуры и, прежде всего, отлаженность отношений между институтами общества. При этом выделение и признание роли одного из основных элементов институциональной структуры, а именно, – государства, побуждает уделить серьезное внимание созданию необходимых, определенным образом встроенных механизмов балансировки всей системы, в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды. Наиболее важными среди них являются механизмы, обеспечивающие свободу образовательной деятельности, необходимую для создания условий инновационного развития вуза.

В свою очередь, конкретные формы институционализации в определенной мере обусловли-ваются господствующими в обществе социальными ценностями и нормами, которые могут как благоприятствовать, так и противодействовать инновационной деятельности.

Все рассмотренные нами аспекты инновационной деятельности вузов взаимосвязаны между собой. Инновационная политика отечественных вузов характеризует состояние и возможности государства по использованию в экономической и социокультурной сферах достижений вузовской науки. Процесс освоения достижений вузовской науки встраивается в общую стратегию развития страны и находит свое отражение в формировании национальных систем нововведений, механизмов, обеспечивающих быстрое и эффективное включение новых идей и разработок в практику. Ядро национальных систем нововведений образуют вузы - лидеры, которые способны точно реагировать на изменения рынка и самостоятельно осуществлять развитие путем поиска, создания, освоения непрерывного процесса инноваций, обладающих различным потенциалом.

С другой стороны, инновационная политика должна быть воспринята и понята в общест-венном сознании, соответствовать культурно-образовательному уровню социума, оказывать ощутимое влияние на удовлетворение потребностей членов общества. Инновационная политика государства играет связующую роль между инновационной политикой вуза, инновационной культурой общества, а органичное объединение различных способов и технологий осуществления инновационной политики вуза, государства позволит сформировать социокультурную основу механизма инновационного развития, ориентированного на решение актуальных социально-педагогических проблем.

Внутренняя политика вуза выступает фактором инновационного развития, если научно-педагогическая деятельность имеет гуманистическую направленность и соответствующее психо-лого-педагогическое сопровождение. При такой политике осознается необходимость и неизбежность инновационности деятельности как ценности, осуществляется мотивационная готовность, способность и возможность вуза быть субъектом собственного развития, развивается его инновационная активность, способная осуществлять инновации для удовлетворения потребностей и интересов всех субъектов образовательной и научной деятельности.

Управление научно-педагогическим коллективом - процесс, направленный на сохранение высокого уровня национального научно-образовательного потенциала как совокупности накоп-ленных знаний, специалистов, профессионально владеющих этими знаниями и использующих их в практических целях.

Основной задачей управления научно-педагогическим коллективом является развитие инно-вационной восприимчивости как способности и готовности создавать и осваивать инновации, ориентированные на решение задач образовательного, нравственно-этического, культурного, организационно-правового характера по достижению высокого уровня общественного сознания и культурно-образовательного уровня населения.

В процессе инновационной деятельности происходит личностно-профессиональное станов-ление и развитие педагогов. В менталитете, на аксиологическом уровне, происходит смещение акцентов от ценностей традиции к ценностям инноваций. Инновации и традиции в равной мере необходимы и достаточны для инновационной деятельности. Если в силу объективных причин их взаимное и вместе с тем параллельное сосуществование нарушается, то это приводит к серьезным внутренним противоречиям, нестабильности, негативным тенденциям.

В профессиональной сфере происходят изменения в создании условий для инновационной деятельности тех научно-педагогических кадров, которые смогли преодолеть силу традиции и осознать себя в качестве самодостаточной сущности.

Стратегической задачей инновационного менеджмента должно стать развитие научно-педагогического потенциала, способного осуществлять инновационную научно-образовательную деятельность, где инновационный педагогический поиск направлен на проектирование модели новой высшей школы, а инновационные процессы играют ведущую роль в обновлении целевых, содержательных и процессуальных характеристик вуза как системы. От уровня и качества научно-педагогического потенциала зависит продуктивность инновационного развития вуза, его научно-образовательной деятельности в целом.

Управление коллективом предполагает организацию системы обучения инновационной деятельности научно-педагогических кадров, их личностно-профессиональное продвижение и деловую карьеру, психолого-педагогическую поддержку.

Система обучения инновационной деятельности. Инновационное развитие вуза возможно, если научно-педагогические кадры обладают специальными знаниями, способами деятельности, потребностями, восприимчивостью к новому, готовностью и способностью создавать и реализо-вывать новое для достижения целей инновационного развития вуза. Обучение играет объеди-няющую роль в достижении основных стратегических целей развития вуза. Необходимо организовывать в вузе инновационное обучение – обучение, под которым понимается деятель-ность, проводимая для качественного развития инновационных способностей персонала, для развития его потенциала, необходимого для выполнения научно-образовательной деятельности в будущем.

Обучение должно быть направлено на информированность о сущности и механизмах иннова-ционной деятельности, инноваций, на создание информационного пространства, что создает условия для продуктивного взаимодействия носителей инновационных идей, организаторов инновационной деятельности, на поддержку включения субъектов научно-образовательной деятельности в активную инновационную деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя.

Личностно-профессиональное продвижение научно-педагогических кадров можно рассматри-вать как предлагаемую вузом последовательность различных ступеней (должностей, статуса в научном коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

В отличие от личностно-профессионального продвижения, деловая карьера обозначает не потенциальную, а реальную последовательность занимаемых ступеней (должностей, статуса в научном коллективе). Наличие возможностей личностно-профессионального роста является мощным стимулом для развития инициативы, компетентности, профессионализма.

Для инновационного развития вуза необходимо уметь распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов, уметь распознавать скептиков, консерваторов, ретроградов, авантюрис-тов, псевдоинноваторов, проявлять смелость и решительность в создании и реализации нововведений, мужество и решительность для того, чтобы идти на обоснованный риск.

Психолого-педагогическая поддержка инновационной деятельности научно-педагогических кадров включает в себя мотивацию и стимулирование.

Мотивацию мы рассматриваем как долговременное воздействие на научно-педагогический коллектив в целях изменения его ценностных ориентаций и интересов, формирование соответ-ствующего мотивационного ядра и развития на этой основе инновационного потенциала кадров. Стимулирование является ориентацией на реальную структуру ценностных ориентаций и интересов научно-педагогического коллектива, на более полную реализацию имеющегося инновационного потенциала. Если мотивация направлена на изменение существующего положе-ния, то стимулирование направлено на его закрепление, но при этом мотивация и стимулирование дополняют друг друга.

Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям сотруд-ника, то есть механизм стимулирования должен быть адекватным механизму мотивации. Мотивацию в таком случае можно рассматривать как процесс сознательного выбора человеком инновационного типа поведения, определяемого системным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивация) факторов.

Следующее условие инновационного развития вуза - действенный механизм управления. Он предусматривает внимание к проблемам реализации программ инновационного развития вуза, что предполагает создание инновационной среды. Есть проекты нереализуемые, но их функция заключается в том, чтобы подготовить среду для осуществления идущих вслед, более реализуемых и реалистичных проектов. Действенный механизм управления предполагает тактику опережения. Прежде чем ввести инновацию, определяется ее гуманистическая сущность, и лишь затем создается необходимая среда, осуществляются структурные изменения для ее внедрения.

Рассмотрим критерии инновационного развития вуза. К критериям, характеризующим инно-вационное развитие вуза, предъявляются определенные требования.

Во-первых, система критериев должна быть открытой, то есть допускать изменение, попол-нение, развитие.

Во-вторых, она должна быть комплексной, то есть обеспечивающей описание внутрисистем-ных и межсистемных взаимодействий процессов инновационного развития, а также характерис-тику его интегрального результата.

В-третьих, система критериев должна быть динамичной, то есть обеспечивающей рассмотре-ние процесса в развитии под влиянием внешних и внутренних воздействий.

В-четвертых, она должна обладать оптимизационными свойствами, позволяющими отражать важнейшие факторы технического и организационного совершенствования научно-образова-тельной деятельности вуза.

При рассмотрении высшей школы как сложно организованной инновационной образователь-ной системы были выделены некоторые особенности в ее развитии:

- открытая саморазвивающаяся образовательная система, ограниченно воздействующая на другие образовательные системы, и сотрудничающая с ними;

- особая среда жизнедеятельности и относительная изоляция в педагогической среде;

- низкая степень тиражированности опыта; уникальность экспериментальных педагогических инноваций и ограниченность их применения, востребованности в массовой практике.

В определении критериев развития вуза можно выделить два пути решения проблемы, в зависимости от того, какое начало считать исходным: вуз или личность? При определении критериев следует определять педагогическую сущность, практическую ценность достигнутых результатов инновационного развития вуза.

Если исходным началом считать вуз, то в качестве критерия будет выступать становление социальных форм, обеспечивающих организованность вуза как целого, что и определяет положение личности. Условием развития вуза в данном случае выступает развитие научно-образовательного потенциала на основе инноваций.

Если исходным началом определить человека, то критерием развития вуза будет выступать положение человека в вузе (студента, научно-педагогических кадров, обслуживающего персо-нала). Положение человека определяется уровнем его свободы в социальном и профессиональном плане, цельности личности, степени ее индивидуализации.

Второй подход более реалистичен, универсален, гуманистичен, так как личность не средство, а цель и критерий развития вуза. Мир личности шире, глубже любой общественности, любой системы организации. Мир личности бесконечен, поэтому личность – последняя надежда и опора социума, вуза. Подлинное бытие человека в его внутренней созидательной активности.

Рассмотрим критерии, выделенные нами на основе многокритериального подхода, в основу которого были заложены три критерия рациональности инновационного развития вуза: психолого-педагогический, социальный, экономический.

Психолого-педагогический - степень и мера развития личности, ее статус, уровень иннова-ционной культуры вуза и личности, самочувствие субъектов инновационного развития вуза, мотивационная обеспеченность инновационного развития.

Социально-педагогический - реалистичность и реализуемость, перспективность и обществен-ная значимость инновационного развития вуза, способы взаимодействия вуза с внешней средой, развернутые во времени и пространстве, учет социокультурного контекста развития вуза, гуманистическая направленность подготовки специалистов. Целостность вуза, как уникального новообразования в педагогической реальности, которое создает новые научные идеи и технологии, дает качественное образование и создает условия для саморазвития субъектов научно-педагоги-ческой деятельности. Открытость вуза как сложноорганизованной, саморазвивающейся гуманис-тической образовательной системы. Способность к самоопределению, обретению вузом неповто-римого облика, характерной для него уникальности, к дифференциации - как усилению внутрен-него разнообразия.

Социально-экономический критерий - уровень инновационного потенциала вуза, мера инновационного риска, результативность (новые результаты должны быть выше прежних в количественном и качественном отношении, быть оптимальными, то есть максимально возможными для конкретного вуза, что определяется по совпадению реальных возможностей вуза с его возможностями, определенными в зоне его потенциального развития), конкуренто-способность.

Научный потенциал – потенциал, представленный новыми знаниями, идеями в сфере научно-образовательной деятельности; это самый дефицитный товар на мировом рынке. Определяется готовностью и способностью вуза к использованию инновационных возможностей научного коллектива, занимающегося исследованиями и разработками, сотрудничества с другими организациями.

Потенциал персонала - это готовность и способность вуза к использованию инновационных возможностей личностно-профессионального саморазвития научно-педагогических кадров; поли-тики комплектования обучения и повышения квалификации кадров; системы оценки персонала; системы оплаты труда и его мотивации.

Наиболее значимым и доминирующим фактором развития вуза мы определяем наличие преобразующего лидера. Лидерство представляет собой управленческое взаимодействие, основан-ное на наиболее эффективном сочетании различных источников ненасильственной власти и направленный на побуждение потребности у профессорско-преподавательского состава в достижении общих целей инновационного развития вуза.

Лидер-преобразователь – это носитель определенных качеств, образцов поведения, адекват-ных конкретным ситуациям, способный создать авторское видение инновационного развития вуза и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них потребность в инновационной деятельности.

Лидер-преобразователь опирается на своих последователей. Он способен мотивировать их, обращаясь к сознательности, к убеждению в необходимости – как личностно-профессионального саморазвития, так и инновационного развития вуза. Создает атмосферу творческого сотрудни-чества, доверительности, сопричастности, соучастия, вовлеченности личных интересов в филосо-фию инновационного развития вуза.