Мониторинг инновационной деятельности педагогического коллектива

Термин «мониторинг» появился в отечественной педагогике 80-90-х гг. XX века. В работе А.С. Белкина и С.Н. Силина под мониторингом понимается постоянное отслеживание, наблю-дение объекта управленческой деятельности, анализ его состояния посредством измерения реальных результатов с заданными целями, прогнозирование изменения состояния объекта с целью предоставления информации для принятия управленческих решений.

Под мониторингом понимают также выявление и оценивание проведенных организационно-управленческих и педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведом-ляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее заданным целям.

Под мониторингом следует понимать процесс непрерывного, научно-обоснованного отслежи-вания изменений в научно-образовательной деятельности вуза, тенденций его развития с целью включения результатов наблюдений в управление вузом.

Мониторинг инновационного развития вуза можно рассматривать как процесс изучения, анализа, диагноза, прогнозирования и контроля происходящих изменений. Мониторинг имеет адресность и предметную направленность, то есть отслеживает состояние процесса иннова-ционного развития вуза для реализации видения, миссии, целей вуза. Мониторинг как непре-рывный процесс, осуществляемый на достаточно продолжительном отрезке времени позволяет фиксировать состояние инновационного развития вуза в определенные моменты и оценивать тенденции изменения процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций.

Мониторинг инновационного развития вуза - специально организованное, непрерывное изучение показателей процесса инновационного развития вуза, его реализации, выявление отклонений от заданных целей, миссии, видения; разработка системы мер по минимизации отклонений, а также выделение тенденций развития вуза и предпосылок к формированию нового этапа развития.

Мониторинг инновационного развития высшей школы может включать в себя следующие направления:

- мониторинг инноваций в системе высшего образования с целью диагностирования и прогно-зирования состояния образования;

- мониторинг инновационных образовательных программ высшего образования;

- мониторинг качества инновационного развития высшего и непрерывного образования;

- мониторинг инновационных процессов в образовании, позволяющий определять стратегию и тактику внедрения новшеств в систему высшего образования с учетом особенностей и возможностей вуза.

Объектом мониторинга является инновационная деятельность образовательного учреждения. Предоставление вузам права самостоятельно разрабатывать содержание и направления иннова-ционного развития дает им возможность оперативно отслеживать и модернизировать содержание научно-образовательной деятельности, гибко и оперативно вносить изменения в соответствии с требованиями жизни.

Целью мониторинга является исследование инновационного развития вуза, а основными задачами - выявление соответствия инновационного развития вуза инновационной политике государства; выявление типичных отклонений в реализации от заданных направлений развития; выделение основных тенденций развития вуза и предпосылок для формирования нового этапа инновационного развития вуза.

Качество мониторинга зависит от ряда требований, которые следует неукоснительно выпол-нять. К таким требованиям относят: непрерывный характер изучения, системность целей и результатов анализа, научность технологии мониторингового изучения, использование ограни-ченного количества параметров, мониторинговых индикаторов стабильности и развития, своевре-менную оценку результатов инновационного развития вуза и их внедрение. Эти требования харак-теризуют особенности мониторинга инновационного развития вуза.

На особенностях мониторинга базируются принципы получения информации о состоянии исследуемого процесса инновационного развития вуза, осуществления прогноза развития и принятия, соответствующих мер реагирования.

Можно выделить следующие принципы мониторинга развития вуза:

- принцип приоритета управления, обеспечивающего востребованность результатов монито-ринга как средства информационного обеспечения управления инновационным развитием вуза;

- принцип достоверности и достаточности информации о процессе инновационного развития вуза и своевременности ее поступления;

- принцип системного описания объекта мониторинга посредством выбранных индикаторов и показателей, и их соответствия процедурам изменения.

Мониторингу инновационного развития вуза присущи следующие основные функции: диаг-ностическая, аналитическая, прогностическая и управленческая. Все функции, которые выполняет мониторинг как средство управления инновационным развитием вуза, подчинены цели иннова-ционного развития вуза, направленного на повышение качества научно-образовательной деятельности, обеспечения научного подхода к управлению.

Диагностическая функция предполагает интерпретацию результатов инновационного разви-тия вуза, получения целостной информации об освоении вузом новых знаний, технологий, способов организации научно-образовательной деятельности.

Аналитическая функция предполагает на основе постоянного отслеживания, наблюдения за реализацией инновационного развития вуза, осуществлять его анализ исходя из заданных целей данного уровня образования, представленных в виде требований, норм организации образова-тельного процесса.

Прогностическая функция позволяет определить основные тенденции инновационного развития вуза на основе тщательного изучения проблемных зон данного процесса.

Управленческая функция предполагает контроль за качеством развития и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

В процессе мониторинга инновационным развитием вуза происходит систематизация разрозненной информации социально-психологического и педагогического аспектов. Данная информация является необходимой для научно-обоснованного управления инновационным развитием вуза.

Результаты педагогического мониторинга - выводы и рекомендации, сделанные на основе проведенных исследований, а также сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внедрении в научно-образовательную деятельность новых средств и технологий.

В содержание мониторинга инновационного развития вуза входит:

- установление критериев и показателей для диагностики, анализа и оценки процесса инновационного развития вуза;

- описание социально-демографического и квалификационного потенциала образовательного учреждения;

- выявление уровня знаний, педагогических способностей, коммуникативных и нравственных качеств преподавателей; отслеживание реальных условий личностно-профессионального самораз-вития преподавателей;

- прогнозирование тенденций к повышению квалификации и стимулирование стремления к прохождению аттестации.

Смысл мониторинга заключается не столько в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе инновационного развития вуза в определенный момент времени, на определенной стадии, сколько в том, чтобы выявлять тенденции развития этого процесса, предвидеть возможные пути, направленные на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение, трансформацию нежелательных.

Объектами мониторинговой оценки могут быть следующие явления:

– научно-педагогический коллектив, уровень его инновационного потенциала, квалификация, профессионализм, педагогическая и инновационная культура;

– процессы (учебный процесс, процесс научного исследования и т.д.);

– деятельность (научно-педагогическая, учебная и др.).

Профессиональный рост педагогов предполагает постоянное повышение квалификации, поиск возможностей наиболее полно реализовать, осуществить себя в профессии, усиление организованности, самостоятельности и ответственности, способности к инновациям и профес-сиональным переменам. Инновационный потенциал профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов представляет собой совокупность личностного и квалификационного потенциалов.

Квалификационный потенциал профессорско-преподавательского состава представляет собой систему его образовательной, научной и методической квалификации. Это дает возможность не только оценить состояние, но и планировать развитие кадрового потенциала вузов. Наибольший научный потенциал кадров имеют негосударственные вузы.

Основными элементами системы управления кадровым потенциалом являются: планирование профессиональной карьеры, совершенствование профессиональной деятельности и стимулиро-вание к инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Планирование профессиональной карьеры преподавателей может проводиться на основе профессиональной типологии. Программы подготовки, переподготовки и повышения квалифи-кации целесообразно ориентировать на типичные группы преподавателей. В целях планирования профессиональной карьеры необходимо проводить социально-педагогический мониторинг профессионально важных качеств преподавателей-инноваторов. Следует применять метод экспертной оценки, который позволит не только изучить структуру и содержание профессиональ-но важных качеств, оценить уровень их проявления, но и создать профессиональную типологию преподавателей-инноваторов.

Содержание профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава включает выполнение нескольких функций: образовательной, воспитывающей, развивающей и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей обучение доминирует над другими. Остальные функции проявляются примерно на одном уровне.

Всех преподавателей можно разделить на несколько типичных групп:

– преподаватели только с учебной функцией;

– преподаватели с преобладанием учебной функции;

– преподаватели с преобладанием исследовательской функции;

– преподаватели с преобладанием организаторской функции;

– преподаватели с преобладанием методической функции;

– преподаватели со смешанными видами функций;

– преподаватели без выраженной направленности функций.

Оптимизация инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава пред-полагает всесторонний учет интересов государства, аттестующего руководителя и самого аттес-туемого. Государство объективно заинтересовано в хорошо подготовленных кадрах, в создании механизма, который бы обеспечивал его целостность и развитие. Успех деятельности аттестую-щего руководителя зависит от того, насколько ему удается создать и эффективно управлять коллективом единомышленников.

В качестве основных мотивов, побуждающих преподавателей к личностно-профессиональ-ному развитию, можно выделить следующие:

– потребность в профессиональной самореализации;

– стремление повысить свой статус в обществе;

– понимание важности высокого профессионализма;

– стремление получить новую должность;

– более полное удовлетворение материальных потребностей.

Руководителям важно организовать целенаправленное отслеживание инновационной деятель-ности педагогов на основе исследования, анализа и создания условий для профессиональной деятельности преподавателей.

Одной из главных задач является определение критериев, позволяющих оценить уровень профессионального становления педагогов.

Реализация технологии мониторинга профессионального становления создает педагогу ситуацию успеха, что способствует гуманизации и объективизации отслеживания изменений в процессе его профессионального становления.

Информационное обеспечение управлением инновационной деятельностью вуза состоит из банка новшеств и банка нововведений. Банк новшеств состоит из новшеств, приобретенных и самостоятельно разработанных, подлежащих реализации либо накапливанию и дальнейшему внедрению в вузе.

Новшества могут затрагивать любые сферы деятельности высшей школы. Следует подчерк-нуть, что устаревшие новшества исключаются из банка и, как отмечалось ранее, именуются в дальнейшем инновационной возможностью. В последующем новшества, находящиеся в базе данных новшеств оцениваются, и наиболее перспективные формируют банк нововведений.

Банк нововведений - комплексно обоснованный перечень новшеств, – приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) и дальнейшему использованию в вузе. По сути своей банк нововведений есть стратегический план внедрения новшеств. Банк новшеств характеризует готовность вуза к использованию инновационных возможностей.

Банк нововведений подчеркивает способность вуза использовать инновационные возмож-ности, представленные в виде новшеств, подлежащих реализации.

Потенциал информационной базы – это готовность и способность вуза к использованию информации об уже имеющихся знаниях для обеспечения функционирования интеллектуального ресурса вуза; правовой корректности информации; многократности использования; высокой скорости сбора, обработки и передачи; возможности кодирования; актуальности информации, своевременности, достоверности, достаточности, надежности, адресности информации.

Формирование базы данных о внутренней и внешней среде вуза осуществляется на основе техники анализа среды. Для этого определяются наиболее значимые факторы среды вуза, и собирается вся возможная информация.

Для формирования базы данных необходимо собрать информацию о критических точках среды вуза следующими способами:

– сканирование среды (поиск уже сформированной информации, той, которая существует в ретроспективе);

– мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);

– прогнозирование (попытки создать информацию о будущем состоянии среды).

В научной литературе показано, что отслеживание информации осуществляется в рамках трех главных типов систем получения информации.

1. Иррегулярные системы. Они распространены в исследованиях особых ситуаций. Хорошо действуют в условиях продолжающегося кризиса образовательной среды. Фокусируются в прошлое, чтобы найти события, подобные данным. Могут быть применены для краткосрочной реакции на кризис в вузе. Мало используются для определения возможных будущих событий.

2. Регулярные (периодические) системы. Для них характерен периодический, чаще всего ежегодный обзор событий. Результаты периодических исследований применяются при принятии текущих решений. Здесь также преобладает ретроспективный момент, хотя проявляется некоторое внимание к будущему.

3. Системы непрерывного обзора. Они осуществляют исследование значимых элементов среды, являются устойчивым компонентом процесса планирования, ориентированы на будущее. Используют методы прогнозирования. Их применение ограничено нехваткой средств у вуза, а также в тех случаях, когда аналитики вуза не в состоянии правильно определить значимые факторы среды.

Источники информации могут иметь разнообразный характер, быть легальными и нелегаль-ными, достоверными и недостоверными.

Сбором необходимой информации могут заниматься различные подразделения вуза, служба планирования. Этот процесс координируется и контролируется высшим менеджментом, который также самостоятельно занимается сбором информации, ибо обладает возможностью вхождения в различные информационные каналы.

Оценка информации является необходимым компонентом информационного обеспечения. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии.

Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность вуза. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для жизнедея-тельности вуза.

Осуществление мониторинга педагогического коллектива, основанного на серьезном инфор-мационном фундаменте, дает возможность научно-обоснованно выстраивать стратегию и тактику инновационного менеджмента.