Инновационная культура

Вуз – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является иннова-ционная культура.

Несмотря на очевидную значимость инновационной культуры для понимания инновационных процессов в обществе, образовании, в научной литературе данное понятие еще не получило должного осмысления.

В современных гуманитарных науках сложился своеобразный парадокс: с одной стороны, для всех наук понятие «культура» является ключевым, а с другой – содержание данного понятия не имеет определенности и однозначности.

Мир культуры столь сложен и многообразен, что науки – философия, культурология, педагогическая инноватика – находят свою особую нишу при изучении данного феномена. Инновационный педагогический менеджмент интересует прежде всего роль инновационной культуры в функционировании и развитии системы образования. Культура тонко реагирует на все перемены, происходящие в образовательных учреждениях и сама оказывает определенное воздействие на них, формируя и определяя многие инновационные процессы, включая процессы социальной мобильности.

В настоящее время существует широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «культура»: это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозмож-ность сведения к какому-либо четко очерченному, установившемуся феномену.

Культура детерминирует, определяет, обусловливает, регулирует, оказывает влияние на деятельность человека, культура представляет собой среду обитания и профессиональной деятельности человека и воспроизводства специалиста. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себя подобными, определяет себя. Будучи формой бытия, иннова-ционная культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека.

Культура включает в себя образ жизни человека, структуру и уровень интересов и потреб-ностей, уровень профессиональной деятельности.

Основные тенденции в развитии культуры общества отражаются на уровне организационной культуры. Отметим следующие тенденции: ликвидация государственной монополии на культуру, что в содержательном плане привело к большой свободе творчества и к потере контроля за качеством, и уровнем предлагаемой культурной продукции в многочисленных образовательных заведениях; коммерциализация культуры - вкладывание средств в высокодоходные области развлекательной индустрии.

Инновационная культура – специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому. Культура содержит в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике развития общества, во многом определяет возможности вуза в освоении инновации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям.

Культура – доминирующий фактор инновационного развития вуза. Вузы сами создают себя в соответствии со своим культурным контекстом. Культура амбивалентна по своей сути: с одной стороны, она дает возможности для развертывания вуза в социокультурном контексте, с другой - ограничивает, так как является эталоном духовной и общественной жизни. Инновационная культура направлена на создание соответствующего инновационного климата в вузе, способ-ствующего повышению активности и заинтересованности всех субъектов инновационной деятель-ности и развития.

Инновационная культура в учебном заведении может формироваться в результате долговре-менной инновационной деятельности.

Инновационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и нефор-мальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, интересов.

Инновационная культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обо-гащающаяся в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения.

Инновационная культура составляет в некотором роде духовную основу вуза, которая одушевляет ее жизнь.

Задача инновационной культуры – определять и предписывать формы и правила поведения в профессиональной деятельности; придавать целостность и интегрированностъ профессиональ-ной сфере; создавать особую ауру в жизнедеятельности образовательного учреждения.

Инновационная культура основана на культуре власти, роли, поступков и личности. Инновационная культура власти определяется профессионализмом руководства и подчиненных. Инновационная культура поступков базируется на потребностях и интересах вуза и человека, и приоритете личного над социальным.

В учебном заведении, где развивается и функционирует инновационная культура, выстраи-вается следующая система управления профессорско-преподавательским составом:

– предоставление максимально необходимой свободы для выполнения возложенных на них функций, в определении путей достижения целей, в принятии соответствующих решений и ответственности за свои действия по их осуществлению;

– привлечение к работе квалифицированных специалистов с независимым и самостоятельным мышлением;

– создание со стороны ректората приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;

– стимулирование личной инициативы при решении общих задач;

– развитие коллективных способов решения проблем, способствующих созданию иннова-ционной среды, привлекающей в данное образовательное учреждение профессионалов;

– формирование инновационного климата через использование проектных групп, педагоги-ческих лабораторий в качестве основных структурных единиц вуза.

Носителями инновационной культуры являются субъекты научно-педагогической деятель-ности. Однако в учебных заведениях с устоявшейся организационной культурой она становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на педагогический коллектив, модифицирующей его поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Отношения между культурой и результатами научно-педагогической деятельности в значительной мере зависят от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в вузе.

Инновационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Само понятие "структура" (от лат. structure - строение, расположение, порядок) означает "совокупность основных элементов, при наличии между ними устойчивых связей, обеспечи-вающих сохранение структурой основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В состав инновационной культуры входит управленческая культура вуза. Она реализуется в повышении эмоционального состояния педагогического коллектива и активизации ею деятель-ности.

Существует деление инновационной культуры на субъективную и объективную. Субъек-тивная культура исходит из разделяемых коллективом образцов, предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее духовной части: герои opганизации, мифы, истории об организации и ее лидерах. Субъективная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения проблем, их поведения в целом.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и иденти-фицирующих ту или иную культуру – как на макро-, так и на микроуровне:

– осознание себя и своего места в организации (в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);

– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интел-лекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, ко злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);

– процесс развития специалиста и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от превосходства логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за результаты труда; качество работы; оценка труда и его вознаграждение; индивидуальная или групповая (командная) работа; продвижение по службе).

Вышеотмеченные характеристики культуры, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции инновационной культуры.

Сущность инновационной культуры - это ее внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм ее бытия. В сущности выражается содер-жание.

Содержание инновационной культуры влияет на направленность поведения и определяется системой ценностей, традиций, их взаимосвязью и способностью формировать определенные образцы поведения. В качестве составных элементов инновационная культура включает в себя формировавшиеся в течение длительного периода времени традиции, действующие нормы инновационной практики; идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях, определенные ориентации и установки человека в отношении действующей системы, принципа отношений отдельного человека. Эти компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, постоянством, плохо поддаются изменению.

Системообразующим элементом инновационной культуры следует считать профессиональное мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения человека, организации.

Нормы можно определить как исторически сложившиеся в данной инновационной среде стандарты деятельности и поведения, посредством которых человек подчиняется социальному целому. Нормы служат цели интегрирования организации. Они включают в себя ценности и формы ориентации человека в функциональных и ситуационных условиях.

Обычай тесно связан с нормами, – это древнейшая форма хранения и трансмиссии социо-культурного опыта от поколения к поколению играет важную роль в жизнедеятельности людей. Обычай представляет собой элемент деятельной стороны культуры, которая включает нормы профессиональной деятельности, взаимоотношений между людьми.

Инновационная культура функционирует, если большинство сотрудников ведущих должнос-тей разделяют данную систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением.

Совокупность ценностных ориентаций и моральных норм формирует инновационный стиль вуза. Инновационная система становится главной силой, если согласуется с ее стратегией.

Итак, культура включает в себя нравы, ценности, воззрения, бытующие в образовательном учреждении, т.е. всю сферу самопонимания человека. Она выполняет функцию ориентации в науке. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях. Инновационная культура понимается как совокупность ценностей (духовных и материальных) и как человеческая деятельность по их созданию, развитию, распространению и хранению.

В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих инновационную культуру, центральное место занимают элементы, способствующие нормированию и сохранению инновационной системы.

Особенности инновационной культуры каждой структурной единицы вуза (кафедра, деканат, факультет) влияют друг на друга и формируют общую часть инновационной культуры вуза.

Правильно понять инновационную культуру можно лишь в том случае, если рассматривать ее не как основной детерминирующий фактор отношений и процессов инновационной деятельности, а как опосредующее звено между профессиональными интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельно человека, коллектива, вовлечен-ных в инновационный процесс, с одной стороны, и их инновационным поведением – с другой.

Инновационная культура способствует формированию определенного типа поведения, придает ему определенную направленность, но не является единственным детерминирующим фактором.

По субъекту-носителю культуры выделяются организационная культура и культура личности. По функциональной роли - общечеловеческая, национальная, личностная, профессиональная.

Определяя статус инновационной культуры, мы исходим из того, что она является элементом общечеловеческой культуры (т.е. актуальной), необходимой каждому человеку, и элемент профессиональной, личностной культуры (специальной), необходимой представителям конкрет-ной профессии.

Общечеловеческая культура всегда вариативна, ее модель задается в системе непрерывного образования (детский сад, школа, ПТУ, колледж, лицей, вуз). Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт.

Профессиональная культура не тождественна уровню квалификации специалиста, она требует осознания мировоззренческих основ профессии и включает в себя профессиональную этику.

Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. Культура всегда включает и опыт производства инноваций. Культура реализуется через инновации. Культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, т.е. культурного богатства личности, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление о средствах, целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности, именно в данный момент и в данном обществе.

Важнейший механизм взаимопроникновения и взаимокритики общей и личностной культу-

ры - интерпретация, т.е. способность рассматривать сложившееся богатство культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др. Результатом такой интерпретации является постоянный поток инноваций в культуре. Они происходят не автоматически, а через направленную творческую активность человека. Вопрос заключается лишь в масштабах, значимости, направлен-ности инноваций. Инновации могут возникнуть в результате изменений среды - как природной, так и социальной.

Взаимодействие между культурой в целом и личностной культурой не может происходить без противоречий, которые позволяют переосмыслить явления, свои ценности и убеждения, ускорить или замедлить процесс принятия решения. В результате этого сложного процесса переосмысления формируется некое третье, некоторый фокус смысла, несущий новую меру реальной культурной инновации.

Исследователи организационной культуры занимаются изучением закономерностей развития культуры в организации, формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в организации.

При изучении инновационной культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: организации, групп, личностей.

Необходимо исследовать инновационную культуру в аспекте решения следующих задач:

а) определить репрезентативные инновационные идеи;

б) установить их источник, авторство;

в) выяснить способы и средства их распространения;

г) оценить влияние инновационных идей на формирование и распад групп, коллектива.

Основные закономерности в развитии инновационной культуры:

– зависимость культуры от внешней и внутренней среды и ее обратное влияние на их изменение;

– преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение культурной традиции) и негатив-ной (отрицание прежнего культурного опыта инновационной деятельности).

– неравномерность развития культуры, которая выражается в том, что расцвет и упадок культуры не совпадает с расцветом и упадком в других сферах общественной жизни.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные измене-ния в вузе, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Инновационная культура, выделенная в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной профессиональной среде. Вместе с тем, она – и условия, и средство воспроизведения инновационной культуры организации. Осваивая и интегрируя в себя инновационную культуру организации, человек включается в многогранный и динамичный процесс отношений, совершает самовоспроизводство себя как творца. Культура является потен-циальной возможностью инновационной деятельности.

Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности вуза в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается. «Кризис культуры, - отмечает Л.Н. Коган, - начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стадного» индивида, в конформиста».

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в любой культуре, всегда включает диапазон допустимых отклонений инноваций, их параметров от исторически сложив-шейся в культуре меры. Эта мера соответствует требованию определенного типа деятельности, этапа развития культуры (субкультуры). В связи с этим могут возникнуть несоответствия, проти-воречия. Они могут породить серьезные негативные процессы, негативные инновации, культур-ные и психологические барьеры, реакцию отторжения инноваций у тех или иных носителей личностной культуры. Эмоциональный и интеллектуальный диссонанс личности может возник-нуть в результате несовместимости его личностной культуры с инновацией. Это может стимулировать личность критически пересмотреть элементы своей культуры, а может и возбудить стремление уничтожить инновацию. Принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального, нравственного напряжения. ... Человек должен иметь определенную систему установок, способность реагировать на изменение ситуации.

В современных условиях ученые разработали многочисленные модели культуры. Из числа традиционных такими на данный момент являются ценностная (аксиологическая), информацион-но-знаковая (семиотическая, или герменевтическая, и информационная); системно-историческая; феноменологическая (явленческая); деятельностная (творческо-деятельностная, структурно-функ-циональная и технологическая).

В контексте инновационной культуры деятельность можно рассматривать как активность, направленную на преодоление энтропийности и поддержание целостности в окружающем мире. Степень активного освоения личностью своего окружения характеризует уровень ее культурного развития.

Инновации всегда сопровождают преподавательскую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в ней неразрывно связаны с формированием инновационной культуры. Культура реализуется через инновации.

Инновационная культура преподавателя вуза является основой его инновационного потен-циала, одним из важнейших факторов, определяющих стиль его личностно-профессиональной деятельности.