ГЛОССАРИЙ

п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Авторское право (копирайт)

право, распространяемое на произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческой деятель-ности независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения

2

Банк нововведений

комплексно обоснованный перечень новшеств, приобретенных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) и дальнейшему использованию

3

Видение

предназначение, обоснование смысла существования вуза, проб-раз будущего и контуры этого будущего, истоки, предпосылки которого заложены в настоящем

4

Высшее учебное заведение (вуз)

образовательное учебное заведение, учрежденное и действую-щее на основании Закона РФ «Об образовании», имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с рецензией образовательные программы высшего профессионального обра-зования

5

Задача инновационной культуры

определение и предписание форм и правил поведения в профессиональной деятельности; придание целостности и интег-рированности профессиональной сфере; создание особой ауры в жизнедеятельности образовательного учреждения

6

Инновация

(англ. inovation -нововведение, новшество, новаторство) – результат инновационной деятельности, получивший воплоще-ние в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрен-ного на рынке, нового или усовершенствованного технологи-ческого процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономи-ческой формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду

7

Инновационная деятельность

вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенство-ванный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использован-ный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам

8

Инновационная культура

специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому

9

Инновационный менеджмент в сфере образования

одна из форм функционального менеджмента, объектом которой выступают инновационные процессы в сфере образования

10

Инновационное обучение

обучение, под которым понимается деятельность, проводимая для качественного развития инновационных способностей персонала, для развития его потенциала, необходимого для выполнения научно-образовательной деятельности в будущем

11

Инновационная продукция

результаты инновационной деятельности, которые могут иметь как конкретную вещественную форму, так и быть в неовещест-вленной форме (например "ноу-хау")

12

Инновационный процесс

процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация «вызревает» от идеи до конкретного продук-та, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании

13

Инновационный стиль вуза

совокупность ценностных ориентаций и моральных норм вуза

14

Инновационное развитие высшей школы

процесс качественных и количественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие

15

Интеллектуальная собственность

исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ, услуг

16

Лидер-преобразователь

носитель определенных качеств, образцов поведения, адекват-ных конкретным ситуациям, способный создать авторское видение инновационного развития вуза и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них потреб-ность в инновационной деятельности

17

Лицензия

правовой документ, дающий разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д., а также на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности

18

Миссия

внешние и внутренние ориентиры деятельности вуза, основные направления и природа его деятельности, причина существо-вания вуза

19

Мониторинг инновационного развития вуза

специально организованное, непрерывное изучение показателей процесса инновационного развития вуза; выявление отклонений от заданных целей, миссии, видения, разработка системы мер по минимизации отклонений, а также выделение тенденций разви-тия вуза и предпосылок к формированию нового этапа развития

20

Научный потенциал

потенциал, представленный новыми знаниями, идеями в сфере научно-образовательной деятельности; самый дефицитный товар на мировом рынке

21

Нововведение

целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, население, общество, группу – новые относительно стабильные элементы

22

"Ноу-хау"

полностью или частично конфиденциальные знания техни-ческого, организационно-административного, финансового, эко-номического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности

23

Образование

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констата-цией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

24

Образовательный процесс

целенаправленный, организационный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образо-вания, развития личности

25

Объект интеллектуальной собственности

документально подтвержденные права на результаты интеллек-туальной деятельности

26

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

межгосударственная экономическая организация, созданная в 1961 году с целью координаций экономической политики и согласования программ помощи развивающимся странам. Штаб-квартира в Париже

27

Патент

(от лат. patens - свидетельство, грамота) – документ, удосто-веряющий приоритет и авторство изобретения, полезной модели и исключительное право на их использование в течение срока действия патента

28

Паушальный платеж

единовременное вознаграждение за право пользования предме-том лицензионного соглашения до того, как будет получен экономический эффект

29

Потенциал вуза

возможности вуза, характеризуемые квалификационным соста-вом преподавателей и научных работников, наличием признан-ных научных школ, наличием и прогрессивностью учебного и научно-исследовательского оборудования и т.п.

30

Принципы управления инновационным развитием вуза

принципы, определяющие характер и содержание инновацион-ной деятельности вуза

31

Профессорско-преподавательский состав (ППС)

основная категория персонала, осуществляющая образователь-ный процесс, продуктом которого являются знания и умения учащегося и студента

32

Псевдоинновации

кажущиеся инновации, не содержащие потенций будущего и не способные выступать источником развития

33

Реактивные инновации

инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания вуза в конкурент-ной борьбе на рынке образовательных услуг

34

Результаты педагогического мониторинга

выводы и рекомендации, сделанные на основе проведенных исследований, а также сведения об опытно-экспериментальной работе, основанной на проектировании и гипотетическом внед-рении в научно-образовагельную деятельность новых средств и технологий

35

Роялти

(от англ. Royalty - авторский гонорар) - периодические отчисле-ния от стоимости продукции, произведенной по лицензии, продавцу данной лицензии

36

Руководство Осло

действующий методологический документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащий рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов.

37

Руководство
Фраскати

(«Manual Frascati») первый документ (1963 г.), посвященный методологии статистики науки и инноваций. Было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. Последнее издание этого документа (1993 г.) стало основным международным стандартом

38

Стратегические инновации

инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспектив-ных стратегических задач инновационного менеджмента

39

Управление научно-педагогическим коллективом

процесс, направленный на сохранение высокого уровня нацио-нального научно-образовательного потенциала как совокупности накопленных знаний, специалистов, профессионально владею-щих этими знаниями и использующих их в практических целях

40

Ученые

ведущая часть персонала учебного заведения, занятого в сфере научно-исследовательской деятельности, результатом труда которого является интеллектуальный продукт