Платежеспособность органов государственного управления

В рыночной экономике с развитыми финансовыми отношениями основная часть решений по вопросам экономической политики приобретает денежное выражение. Соответственно формулирование политики в денежно-кредитной и налогово-бюджетной сферах и политики регулирования доходов и платежного баланса осуществляется главным образом на уровне финансовых категорий и основывается на данных, которые отражают платежи и остатки денежных средств. Поэтому для государственных финансов основной интерес представляют потоки фактических платежей, так как именно они определяют платежеспособность государственных органов и, оказывая воздействие на ликвидность средств всего общества, определяют спрос на товары и услуги в других секторах экономики.

Доходы формируются только в результате фактических поступлений средств, расходы представляют собой фактические платежи. Данные о доходах и расходах формируются на кассовой основе и являются базой для измерения фактических потоков платежей между органами государственного управления и другими секторами экономики. В этом отличие метода определения государственных финансов от метода определения данных на основе начислений, используемого на предприятиях и в системе национальных счетов, который не подходит для формирования показателей государственных финансов, поскольку не отражает реального поступления и расходования средств. В этой связи существует проблема стыковки данных государственных финансов с данными системы национальных счетов. Возможным вариантом ее решения может быть расширение практики выделения потоков денежных средств на предприятиях в дополнение и развитие сложившейся системы бухгалтерского учета.

Использование данных о фактических платежах позволяет избежать многочисленных проблем, возникновение которых может быть связано с налоговыми суммами, срок уплаты которых наступил, а платеж по объективным или субъективным причинам задерживается. В практике стран доходы, как правило, определяются по кассовому принципу, за исключением отдельных стран, где допускается их оценка. Расходы отражаются на момент оплаты чеков, осуществления наличных платежей, могут быть использованы данные о выпущенных чеках. В случае если данные о расходах не могут быть сформированы на основе фактических платежей, они должны относиться к промежуточной стадии между поставкой товаров и осуществлением платежа – к платежным поручениям или поставкам. В государствах, где бюджетные системы сложились под влиянием Великобритании, расходы фиксируются по кассовому принципу, в сложившихся под влиянием Франции бюджетные расходы фиксируются на стадии платежей, чеков оплаченных и чеков выпущенных.

В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В России порядок зачисления доходов определен ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

При использовании кассового принципа существует проблема выявления, анализа и учета в управленческих процессах поступающих и выходящих из сектора государственных финансов и финансов органов власти в целом потоков товаров и услуг в натуральной форме, задолженности органов управления по заработной плате, закупкам, государственному заказу и т. п. Такого рода явления целесообразно отражать не в самих бюджетных статьях, а в специальных аналитических дополнительных статьях, позволяющих формировать общий объем обязательств, включая не принявшие на данный момент денежного характера, который позволяет отнести их к определенным категориям финансов органов власти.

Будет полезно почитать по теме: